Православие и современность. Электронная библиотека

"Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи раз?" — вопросил Господа Иисуса Христа апостол Петр. Иудейская казуистика позволяла прощать до трех раз. Ап. Петр полагал, что Новый Закон, полный любви и благожелательности, должен идти дальше, но не больше как до семи раз. Он еще не сознавал того, что, прощая обиды другим, человек лишь предоставляет другим то, что в более значительной мере сам получает от Бога. Христос отвечает апостолу Петру, что пределом снисходительности к обидчику и к заблуждению ближнего должна быть не цифра, а сознание собственного недостоинства пред Богом. Эту мысль пояснил Господь трогательной притчей.

"Царство Небесное, — говорит Господь, — подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими". Царь — это Бог, а слуги — это мы, Его служители. Не раз, в период нашей земной жизни, еще до торжественного и окончательного приговора над нашими делами, Господь предоставляет нам возможность подвергнуть нашу жизнь проверке, чтобы направить ее на истинный путь. Голос совести, пробуждаемый благодатью, укорительное слово наших друзей, удары судьбы — все это, по милости Божией, пробуждает человека от его духовного и нравственного усыпления и заставляет помнить о том, что придется ему дать отчет о своей жизни.

И вот, "приведен был к царю слуга, который должен был ему 10,000 талантов". Это громадная, неоплатная сумма, равная 24,000 долларов. Не мог должник покрыть свой долг. Царь повелел продать его в рабство вместе с женой и детьми. Ветхий Завет (4 Цар. 4:1) свидетельствует, что подобное отношение к должникам существовало в еврейском народе. Неоплатный должник, услыхав приговор, бросился в ноги царю, взмолился: "прости, потерпи, я все заплачу". И царь, зная, что никогда должник не будет в состоянии заплатить свой долг, но видя слезы его раскаяния, сжалился над ним и простил ему весь громадный долг.

Представьте себе, с какой радостью вышел он от милостивого царя. Каким чувством благодарности должно было исполниться сердце его. Но вот этот самый человек лукавым оказался. А лукавство неотделимо от жестокости. Облагодетельствованный милостью царя, он встретил на улице своего сослужителя, который должен был ему мелкую сумму: 100 динариев — равные 20-ти долларам, схватил его за горло, начал душить его, приговаривая: "отдай мне, что должен". И в ответ на мольбу несчастного: "потерпи, я все тебе отдам", — посадил его в тюрьму, пока не отдаст долга.

Разгневался царь, узнав о жестокости облагодетельствованного им лукавого должника, и поступил уже с ним так, как должен был поступить судья с преступником. Вымоливший прощение — судится, как преступник. Господь легче прощает наши грехи против Него, нежели против ближних наших.

Дорогие братья и сестры, каждый из нас является неоплатным должником пред Богом. Спросите: чем же мы задолжены пред Богом? Наши долги пред Ним — это наши грехи, это повседневное нарушение заповедей Божиих, если не делом, то чувством, мыслию и словом, это — и наша неблагодарность за неисчислимые милости Божии. "Мы живем в грехе и с каждым днем увеличиваем свой долг в небесной книге правды Божией".

Отдаем ли мы себе в этом отчет? Есть ли в нас сознание нашего долга пред Богом? И помним ли мы о том, что каждого из нас призовет Царь Небесный, Господь, к отчету в делах и словах, в помыслах и желаниях? И когда обращаемся к Богу — "Отче наш... остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим" — нет ли в нас лукавства и слышим ли мы к нам обращенное слово Божие: в общении с ближними "отымите лукавство от душ ваших". Лукавство делает человека преступником в очах Божиих.

Страшным предостережением заключил Господь ответ свой апостолу Петру, вопросившему: "сколько раз прощать брату моему?" — "так и Отец Мой Небесный поступит с вами (как с преступниками), если не простит каждый из вас (не наружно, но искренно) от всего сердца своего брату своему согрешений его". Аминь.

Неделя 12-я и 30-я по Пятидесятнице

(Матф. 19:16-26; Лук. 18:18-27).

"Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" — спросил юноша Христа. И ответил ему Господь: "Если хочешь" вечной жизни, "соблюди заповеди". Насильно никого не спасает Господь, посему и говорит: "если хочешь", и не сказал: "исполни", так как не в состоянии человек, с его поврежденной природой, исполнить все, а сказал: "соблюди", это значит — не теряй их из вида, всегда имей их в памяти и в сознании и согласуй с ними мысли и дела твои. "Какие заповеди?" — спрашивает Христа юноша, и слышит в ответ: "Не бери чужого, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, почитай отца и матерь: и люби ближнего, как самого себя".

Всех ли нас, дорогие во Христе братья и сестры, нас христиан, занимает вопрос: что делать, чтобы иметь жизнь вечную? Путь к жизни вечной начинается с соблюдением заповедей Божиих. И отличительной чертой человека, соблюдающего заповеди, являются преданность Богу и простота сердца. А где простота сердца, там и смирение, там сознание своей недостаточности и желание роста духовного. Смиренный человек никогда не любуется собой и не ведет счета своим добрым делам.

Не так думал о себе Христа вопрошавший юноша, потому и смело отвечает Христу: "Все это сохранил я от юности моей". Неправду сказал о себе самодовольный юноша. Не проверив глубины своего сердца, он не заметил, что не исполнена им главная заповедь — заповедь о любви к ближнему, ибо, если бы любил он ближнего, как самого себя, он бы без труда использовал свое богатство для служения несчастным.