Православие и современность. Электронная библиотека

Любовь — это искра божественного огня в сердце человека, а огонь не может не согревать. И если любовь твоя не согревает ближнего, значит — нет в твоем сердце любви.

"После этого никто не смел спрашивать Его", — говорит Евангелист. И тогда Христос Сам обратился к ученым фарисеям и саддукеям с вопросом, ответ на который должен был просветить их относительно правильного понятия о Мессии. В своем политическом мудровании и ослеплении они ожидали увидеть в Мессии политического завоевателя, который покорит для них весь мир со всеми его сокровищами, а так как Христос не соответствовал этим ожиданиям, то они объявили Его обманщиком и соблазнителем народа. Чтобы навести их на истину, Христос спросил их: "Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?" Без колебаний они ответили Ему: "Давидов", это было известно каждому отроку. Сыновством определялось лишь внешнее плотское отношение Христа к царю Давиду. Но так как вожди и законники иудейские считали Мессию за простого человека, Господь, исправляя их ложное мнение, говорит им: "Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, сидящим одесную Бога? Рече Господь Господеви моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих, — если Давид называет Его (Мессию) Господом, как же Он сын ему?"

Дорогие, если бы вожди народа и законники — тех времен и нашего времени — знали истинное достоинство Мессии, то увидели бы, что признаки Мессии, возвещенные Богом Отцом чрез пророков, находят полное соответствие в лице тогда и ныне ими гонимого Иисуса Назарянина.

Вместе с пророком Исаией и ап. Павлом мы верим: придет время, когда ветхий Израиль поймет, что два завета, Ветхий и Новый, не суть две различные религии, а только две ступени одной и той же Богооткровенной религии, начавшейся личным отношением между Богом и человеком в завете Авраама и Моисея и утвержденной теснейшим личным соединением Бога и человека в Новом Завете Мессии — Господа Иисуса Христа. И тогда прекратится, закончится Голгофа Церкви — Голгофа Народа Божия. Аминь.

Неделя 16-я по Пятидесятнице

(Матф. 25:14-30).

В притче о талантах зовет нас Господь нести Свет Христова учения в практическую, личную и общественную жизнь.

Встречаются люди, которые думают, что образованный человек не может верить и быть религиозным. Он, — говорят они, — слишком много знает: мы живем в век науки, а перед лицом науки вера "исчезает". Будущее, — говорят они, — принадлежит просвещенному безверию, т.е. безбожию. О, жалкие те, кто так рассуждает.

Несомненно, не мало людей не верующих в Бога. Но это не значит, однако, что они ни во что не верят и что их можно причислить к людям, живущим без всякой веры. Если кто-то отрицает веру в Бога, то он верит во что-то другое... Во что? — спросите вы. "В нечто такое, что он принимает за главное в жизни, чем он дорожит и чему служит, что составляет предмет его желаний и стремлений. Такое отношение и есть предмет веры, и кто имеет такой предмет, тот верит в него". "Скажи мне, что для тебя самое главное в жизни, и я скажу во что ты веришь".

Нет в мире совершенно неверующих. Мы наблюдаем лишь подмену таланта веры в человеке ценностями субъективными, производными.

При различных дарованиях (талантах), данных Творцом всем людям, каждому человеку дан и один общий талант, это — талант веры. И именно этот талант и должен в нас, а через нас — в мире, принести "плод мног". Им открывается человеку познание воли Господней, вера научает нас добродетельной жизни, дает силы к преодолению в нас зависти, гордыни, силы к умерщвлению греховных наклонностей. От веры в Творца и Промыслителя мира исходит любовь к Богу, а от любви, как луч от солнца, излучается наше внимательное и заботливое отношение к ближнему, к каждому человеку. Иначе говоря, талант веры дает нам то, что является полезным и творческим, возвышающим нас содержанием жизни и оправданием нашей жизни.

Жизнь есть труд и еще раз — труд, а не забава, не развлечение. Труд, прежде всего, над самим собой. Приумножение Творцом в нас вложенного дара веры требует труда, трудом достигается. Не случайно говорит св. Писание: "не трудившийся да не ест".

Как вы думаете, всякий-ли труд облегчает жизнь и ее оправдывает, внося в жизнь свет и радость? Вот возьмем современные нам социализм и демократию. Эти течения, изгоняющие из жизни Бога, как Первоисточника жизни, как двигателя совести человеческой, навязывают ныне всему человечеству. Что же дали они, на нынешний день, человечеству? Миллионы знатных общественников и государственных мужей и в Америке и в Европе, да и во всем мире суетятся, совершают дела "во имя блага человека", а в итоге? — В итоге все они сообща, неутомимым трудом, создают пустыню, в которой изнемогает и погибает человек; людские души до конца опустошаются, человек не знает, для чего он живет, где правда и добро его жизни. К такому результату привела нас так называемая наука, привел нас именуемый веком "просвещения", 20-й век.