Православие и современность. Электронная библиотека

В притче о талантах зовет нас Господь нести Свет Христова учения в практическую, личную и общественную жизнь.

Встречаются люди, которые думают, что образованный человек не может верить и быть религиозным. Он, — говорят они, — слишком много знает: мы живем в век науки, а перед лицом науки вера "исчезает". Будущее, — говорят они, — принадлежит просвещенному безверию, т.е. безбожию. О, жалкие те, кто так рассуждает.

Несомненно, не мало людей не верующих в Бога. Но это не значит, однако, что они ни во что не верят и что их можно причислить к людям, живущим без всякой веры. Если кто-то отрицает веру в Бога, то он верит во что-то другое... Во что? — спросите вы. "В нечто такое, что он принимает за главное в жизни, чем он дорожит и чему служит, что составляет предмет его желаний и стремлений. Такое отношение и есть предмет веры, и кто имеет такой предмет, тот верит в него". "Скажи мне, что для тебя самое главное в жизни, и я скажу во что ты веришь".

Нет в мире совершенно неверующих. Мы наблюдаем лишь подмену таланта веры в человеке ценностями субъективными, производными.

При различных дарованиях (талантах), данных Творцом всем людям, каждому человеку дан и один общий талант, это — талант веры. И именно этот талант и должен в нас, а через нас — в мире, принести "плод мног". Им открывается человеку познание воли Господней, вера научает нас добродетельной жизни, дает силы к преодолению в нас зависти, гордыни, силы к умерщвлению греховных наклонностей. От веры в Творца и Промыслителя мира исходит любовь к Богу, а от любви, как луч от солнца, излучается наше внимательное и заботливое отношение к ближнему, к каждому человеку. Иначе говоря, талант веры дает нам то, что является полезным и творческим, возвышающим нас содержанием жизни и оправданием нашей жизни.

Жизнь есть труд и еще раз — труд, а не забава, не развлечение. Труд, прежде всего, над самим собой. Приумножение Творцом в нас вложенного дара веры требует труда, трудом достигается. Не случайно говорит св. Писание: "не трудившийся да не ест".

Как вы думаете, всякий-ли труд облегчает жизнь и ее оправдывает, внося в жизнь свет и радость? Вот возьмем современные нам социализм и демократию. Эти течения, изгоняющие из жизни Бога, как Первоисточника жизни, как двигателя совести человеческой, навязывают ныне всему человечеству. Что же дали они, на нынешний день, человечеству? Миллионы знатных общественников и государственных мужей и в Америке и в Европе, да и во всем мире суетятся, совершают дела "во имя блага человека", а в итоге? — В итоге все они сообща, неутомимым трудом, создают пустыню, в которой изнемогает и погибает человек; людские души до конца опустошаются, человек не знает, для чего он живет, где правда и добро его жизни. К такому результату привела нас так называемая наука, привел нас именуемый веком "просвещения", 20-й век.

Опыт жизни и наблюдаемая нами картина современного мира ярко свидетельствуют о том, что там, где человек и, тем более, руководящее звено общества и государства оторвались от Первоисточника жизни, от Бога — в Троице прославляемого, там, где не приумножается Богом данный человеку талант веры, там воцаряется тьма, там нравственный хаос и беспринципность, там теряется способность к бескорыстному служению, к человеколюбию, там лукавство и лицемерие, там рабство с голодным или, даже, сытым желудком, там царит отец лжи.

К оправданию жизни, чрез приумножение таланта веры, зовет нас Господь. От приумножения дара веры зависит будущее нашего Отечества и всего мира. Как же приумножить этот дар Божий? Талант веры, осмысливающий и дающий положительное содержание жизни, приумножается действенным союзом сердца, мысли и воли человека со Христом, борьбой внутри нас и во вне за Дело Христово в мире; он приумножается добродетельной жизнью, подвигом нашего восхождения ко Христу, каковое невозможно без нашего жертвенного служения ближнему. В чем да поможет каждому из нас Христос. Аминь.

Неделя 16-я по Пятидесятнице

"Добрый раб, благий и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю".

Предлагает нам ныне Господь притчу о талантах. Таланты даны Творцом человеку: одним дано пять, иным — два, иным же один талант. При различных талантах, данных Творцом всем людям, каждому человеку дан один общий талант, это — талант веры. И именно этот талант и должен принести в жизни человека "плод мног".

Мы знаем, что вера рождает любовь к Богу, а от любви, как луч от солнца, излучается наше внимательное, заботливое отношение к ближнему. Талант веры. Им открывается нам познание воли Господней. Вера и добродетели нас научают, они же дают силы к умерщвлению в нас греховных наклонностей и страстей. Иначе говоря: талант веры дает нам то, что является полезным, творческим, возвышающим нас содержанием жизни.