Православие и современность. Электронная библиотека

Опыт жизни и наблюдаемая нами картина современного мира ярко свидетельствуют о том, что там, где человек и, тем более, руководящее звено общества и государства оторвались от Первоисточника жизни, от Бога — в Троице прославляемого, там, где не приумножается Богом данный человеку талант веры, там воцаряется тьма, там нравственный хаос и беспринципность, там теряется способность к бескорыстному служению, к человеколюбию, там лукавство и лицемерие, там рабство с голодным или, даже, сытым желудком, там царит отец лжи.

К оправданию жизни, чрез приумножение таланта веры, зовет нас Господь. От приумножения дара веры зависит будущее нашего Отечества и всего мира. Как же приумножить этот дар Божий? Талант веры, осмысливающий и дающий положительное содержание жизни, приумножается действенным союзом сердца, мысли и воли человека со Христом, борьбой внутри нас и во вне за Дело Христово в мире; он приумножается добродетельной жизнью, подвигом нашего восхождения ко Христу, каковое невозможно без нашего жертвенного служения ближнему. В чем да поможет каждому из нас Христос. Аминь.

Неделя 16-я по Пятидесятнице

"Добрый раб, благий и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю".

Предлагает нам ныне Господь притчу о талантах. Таланты даны Творцом человеку: одним дано пять, иным — два, иным же один талант. При различных талантах, данных Творцом всем людям, каждому человеку дан один общий талант, это — талант веры. И именно этот талант и должен принести в жизни человека "плод мног".

Мы знаем, что вера рождает любовь к Богу, а от любви, как луч от солнца, излучается наше внимательное, заботливое отношение к ближнему. Талант веры. Им открывается нам познание воли Господней. Вера и добродетели нас научают, они же дают силы к умерщвлению в нас греховных наклонностей и страстей. Иначе говоря: талант веры дает нам то, что является полезным, творческим, возвышающим нас содержанием жизни.

Мы знаем, по опыту и по нашим наблюдениям, что там, где не приумножается вера, там воцаряется тьма, там нравственный хаос и беспринципность, там теряется способность к бескорыстному служению, к человеколюбию, там овладевают человеком упрямство в своем горделивом "я", там лицемерие и внешний лоск, без внутреннего сияния. И наоборот, где приумножается талант веры, там растет послушание высшему Авторитету — Христу, там живут по слову ап. Павла: "друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов", там любовь и прощение обид, венчанные заботой о моральном состоянии ближнего, заботой о спасении друг друга.

Приумножает ли современный человек, нами ежедневно на стогнах градов мира встречаемый, данный ему талант веры? То есть, послушны-ли современный человек и юношество Христу, наставлениям Евангелия? Взгляните вокруг себя, и вы скажете: "в общем, нет".

Говоря о нынешнем общем нравственном растлении, как бы в свое оправдание, совесть заглушая, говорят: "так, мол, всегда было... всегда отцы бранили своих детей, выражая неудовлетворенность нравственным состоянием своего века". Да, мои дорогие, пороки, преступления и маловерие всегда были спутниками человечества. Но, в отличие от нашего времени, люди не были так безразличны к запросам духа и морали; даже падая, они, все же, сознавали свое падение и искали Истину, как руководящее начало жизни, стремились к Ней и дорожили Ею.

Ныне же Истиной многие ли интересуются? Ныне "философствуют", пустотой тщеславия заполняя свою духовную пустоту. Голос плоти, жизненного успеха и выгоды, заглушают в современном человеке движения Духа, притупляют совесть, ибо, в большинстве своем, не живет современный человек верою, не движим он духом Евангелия. Вот, в чем основное отличие нашего века от прошлого времени.

К чему стремится современный человек? — к свободе. Чем больше всего дорожит человек современный? — свободой. Но присмотритесь к нему, присмотритесь: он все спешит, он не успевает, нервничает... и вы увидите что ныне-то и стали люди рабами. Это рабы не по обстоятельствам, по неумолимой нужде (имею в виду Восток), это рабы в душе своей, по складу душевному, рабы перед всем и перед всеми; это рабы партий, тлетворных — хотя внешне приукрашенных — организаций, рабы "духа времени" и "моды", это рабы того, кто в Евангелии назван "человекоубийцей искони". Именно ныне, в погоне за свободой, потерял человек и свободу и лицо свое. Не только там, на Востоке, упраздняется личность, как неповторимая, бесценная ценность, должная отдать отчет о жизни своей перед Судьей Нелицеприятным. Система воспитания, труда и жизни, и на Западе превращает человека в "ваньку-встаньку" или в № человеческого стада.

Подменил человек лицо свое интересом мнимой выгоды, имея в этом пособником западную философию утилитаризма, родившую марксизм. Многие христиане даже не сознают, что Христа подменили в них растлители человечества Маркс и Фрейд.

Человек, как личность, каждое общество и нация, одаренные Творцом талантом веры, призваны наставлять, исправлять заблуждающихся, поднимать падающих, но ныне, и отдельные люди и государства, потворствуют друг другу, как бы соревнуются во зле. Это отличительная черта нашего века.