Православие и современность. Электронная библиотека

Мы знаем, по опыту и по нашим наблюдениям, что там, где не приумножается вера, там воцаряется тьма, там нравственный хаос и беспринципность, там теряется способность к бескорыстному служению, к человеколюбию, там овладевают человеком упрямство в своем горделивом "я", там лицемерие и внешний лоск, без внутреннего сияния. И наоборот, где приумножается талант веры, там растет послушание высшему Авторитету — Христу, там живут по слову ап. Павла: "друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов", там любовь и прощение обид, венчанные заботой о моральном состоянии ближнего, заботой о спасении друг друга.

Приумножает ли современный человек, нами ежедневно на стогнах градов мира встречаемый, данный ему талант веры? То есть, послушны-ли современный человек и юношество Христу, наставлениям Евангелия? Взгляните вокруг себя, и вы скажете: "в общем, нет".

Говоря о нынешнем общем нравственном растлении, как бы в свое оправдание, совесть заглушая, говорят: "так, мол, всегда было... всегда отцы бранили своих детей, выражая неудовлетворенность нравственным состоянием своего века". Да, мои дорогие, пороки, преступления и маловерие всегда были спутниками человечества. Но, в отличие от нашего времени, люди не были так безразличны к запросам духа и морали; даже падая, они, все же, сознавали свое падение и искали Истину, как руководящее начало жизни, стремились к Ней и дорожили Ею.

Ныне же Истиной многие ли интересуются? Ныне "философствуют", пустотой тщеславия заполняя свою духовную пустоту. Голос плоти, жизненного успеха и выгоды, заглушают в современном человеке движения Духа, притупляют совесть, ибо, в большинстве своем, не живет современный человек верою, не движим он духом Евангелия. Вот, в чем основное отличие нашего века от прошлого времени.

К чему стремится современный человек? — к свободе. Чем больше всего дорожит человек современный? — свободой. Но присмотритесь к нему, присмотритесь: он все спешит, он не успевает, нервничает... и вы увидите что ныне-то и стали люди рабами. Это рабы не по обстоятельствам, по неумолимой нужде (имею в виду Восток), это рабы в душе своей, по складу душевному, рабы перед всем и перед всеми; это рабы партий, тлетворных — хотя внешне приукрашенных — организаций, рабы "духа времени" и "моды", это рабы того, кто в Евангелии назван "человекоубийцей искони". Именно ныне, в погоне за свободой, потерял человек и свободу и лицо свое. Не только там, на Востоке, упраздняется личность, как неповторимая, бесценная ценность, должная отдать отчет о жизни своей перед Судьей Нелицеприятным. Система воспитания, труда и жизни, и на Западе превращает человека в "ваньку-встаньку" или в № человеческого стада.

Подменил человек лицо свое интересом мнимой выгоды, имея в этом пособником западную философию утилитаризма, родившую марксизм. Многие христиане даже не сознают, что Христа подменили в них растлители человечества Маркс и Фрейд.

Человек, как личность, каждое общество и нация, одаренные Творцом талантом веры, призваны наставлять, исправлять заблуждающихся, поднимать падающих, но ныне, и отдельные люди и государства, потворствуют друг другу, как бы соревнуются во зле. Это отличительная черта нашего века.

Талант веры приумножается в народе, дорогие, чрез приумножение его в каждом отдельном человеке. По личному опыту знаем мы с вами, что приумножается этот великий талант только живым, действенным союзом сердца, мысли и воли человека со Христом; он приумножается борьбой, внутри нас и вовне, за Истину-Христа, приумножается добродетельной жизнью, подвигом нашего восхождения ко Христу, каковой невозможен без нашего жертвенного служения ближним.

"Господи, приложи нам веру", — молили Апостолы Спасителя. Господи, призвавший нас объединиться в семьи-приходы, как в союз сестер и братьев, буди Сам Ты помощником нашим в приумножении таланта веры, — просим ныне мы Господа, чтобы услышать нам в решительный и грозный момент жизни: "Добрый рабе, благий и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Войди в радость Господа Твоего". Аминь.

Неделя 17-я по Пятидесятнице

(Матф. 15:21-28; Марк. 7:24).

После насыщения пятью хлебами 5-ти тысяч человек и после хождения по водам, Иисус Христос удалился "в страны Тирские и Сидонские", в пределы языческой Финикии, и войдя в дом, "не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться". Язычниками этой страны, хотя они и мало знали о Христе, Его появление в пределах Тирских и Сидонских не осталось незамеченным. Как только Господь, с группой Своих учеников, пришел сюда, "услышала о Нем женщина, у которой дочь была одержима нечистым духом", и, "выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется". Христос не отвечал ей ни слова. Эта женщина — язычница, видимо, долго следовала за Христом, настойчиво вымаливая Его к себе внимание и милость. Сама она не принадлежала к дому Израилеву, она была язычница, и знала о том, что израильтяне, как и римляне, считали все народы, кроме себя, дикарями, варварами и "псами", но сердцем страдающей матери она чувствовала, что перед нею идет не простой лекарь-целитель, не простой учитель, а "Господь, сын Давидов" — Мессия, пришествия Которого ожидали народы вселенной.

Слыша ее вопль и поражаясь ее настойчивости, Апостолы приступили ко Христу и просят Его: "отпусти ее, потому что она кричит за нами". И Христос, вняв как бы просьбе Апостолов, сказал им: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева". Тогда женщина, припав к ногам Его и кланяясь Ему, говорила: "Господи, помоги мне!" Он же сказал ей в ответ: "нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам". Казалось бы, что это оскорбительное слово "псам" заставит женщину-язычницу отойти от Христа, но, к общему удивлению, язычница проявила в своем ответе Христу необычайное смирение. Она сказала: "так, Господи, но ведь и псы едят крохи, которые падают со стола господ их". Удивился Господь смирению этой женщины и сказал ей: "О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему". И придя в дом свой, она нашла свою дочь исцеленной, мирно лежащую на постели" (Марк. 7:29-30).