Православие и современность. Электронная библиотека

Талант веры приумножается в народе, дорогие, чрез приумножение его в каждом отдельном человеке. По личному опыту знаем мы с вами, что приумножается этот великий талант только живым, действенным союзом сердца, мысли и воли человека со Христом; он приумножается борьбой, внутри нас и вовне, за Истину-Христа, приумножается добродетельной жизнью, подвигом нашего восхождения ко Христу, каковой невозможен без нашего жертвенного служения ближним.

"Господи, приложи нам веру", — молили Апостолы Спасителя. Господи, призвавший нас объединиться в семьи-приходы, как в союз сестер и братьев, буди Сам Ты помощником нашим в приумножении таланта веры, — просим ныне мы Господа, чтобы услышать нам в решительный и грозный момент жизни: "Добрый рабе, благий и верный, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Войди в радость Господа Твоего". Аминь.

Неделя 17-я по Пятидесятнице

(Матф. 15:21-28; Марк. 7:24).

После насыщения пятью хлебами 5-ти тысяч человек и после хождения по водам, Иисус Христос удалился "в страны Тирские и Сидонские", в пределы языческой Финикии, и войдя в дом, "не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться". Язычниками этой страны, хотя они и мало знали о Христе, Его появление в пределах Тирских и Сидонских не осталось незамеченным. Как только Господь, с группой Своих учеников, пришел сюда, "услышала о Нем женщина, у которой дочь была одержима нечистым духом", и, "выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется". Христос не отвечал ей ни слова. Эта женщина — язычница, видимо, долго следовала за Христом, настойчиво вымаливая Его к себе внимание и милость. Сама она не принадлежала к дому Израилеву, она была язычница, и знала о том, что израильтяне, как и римляне, считали все народы, кроме себя, дикарями, варварами и "псами", но сердцем страдающей матери она чувствовала, что перед нею идет не простой лекарь-целитель, не простой учитель, а "Господь, сын Давидов" — Мессия, пришествия Которого ожидали народы вселенной.

Слыша ее вопль и поражаясь ее настойчивости, Апостолы приступили ко Христу и просят Его: "отпусти ее, потому что она кричит за нами". И Христос, вняв как бы просьбе Апостолов, сказал им: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева". Тогда женщина, припав к ногам Его и кланяясь Ему, говорила: "Господи, помоги мне!" Он же сказал ей в ответ: "нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам". Казалось бы, что это оскорбительное слово "псам" заставит женщину-язычницу отойти от Христа, но, к общему удивлению, язычница проявила в своем ответе Христу необычайное смирение. Она сказала: "так, Господи, но ведь и псы едят крохи, которые падают со стола господ их". Удивился Господь смирению этой женщины и сказал ей: "О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему". И придя в дом свой, она нашла свою дочь исцеленной, мирно лежащую на постели" (Марк. 7:29-30).

Обратим с вами внимание на исцеление бесноватой по вере матери, без участия самой одержимой. Прежде чем исполнить просьбу матери, Господь испытывает душу ее, испытывает глубину смирения человека и силу воли его в настойчивости его молитвы.

Отметим еще, что мать-хананеянка, хотя и была язычницей, понимала, что дочь ее не просто больная, а "бесноватая". Она верила в реальность "духа зла", верила в возможность внедрения его в человека, как инородного, нечистого духа. Многие израильтяне, как, например, саддукеи, не верили в реальность "злой силы", да и в наше время мало кто верит. В этом, дорогие, кроется великая опасность для нормального духовного состояния человека. Отрицание реальности "духа зла" неизбежно парализует бдительность человека к его внутренней жизни. Мы с вами — воины Христовы. А враг, которого воин не видит и не подозревает его существования, является самым опасным врагом, удары которого могут быть смертельными.

Не обиделась женщина-язычница на слово Спасителя о "псах". Ее смирение напоминает нам смирение сотника-язычника, который считал себя недостойным принять Христа под кров своего дома.

Да, дорогие, труднее всего дается человеку смирение. А ведь смирение, лишенное самопревозношения, рождает и питает в душе человека веру в Христа-Спасителя, и эта вера творит чудеса в человеке. Так учит нас в нынешнем Евангелии Иисус Христос, Ему же слава во веки веков. Аминь.

Неделя 17-я по Пятидесятнице

(Матф. 15:21-28).