Православие и современность. Электронная библиотека

Обратим с вами внимание на исцеление бесноватой по вере матери, без участия самой одержимой. Прежде чем исполнить просьбу матери, Господь испытывает душу ее, испытывает глубину смирения человека и силу воли его в настойчивости его молитвы.

Отметим еще, что мать-хананеянка, хотя и была язычницей, понимала, что дочь ее не просто больная, а "бесноватая". Она верила в реальность "духа зла", верила в возможность внедрения его в человека, как инородного, нечистого духа. Многие израильтяне, как, например, саддукеи, не верили в реальность "злой силы", да и в наше время мало кто верит. В этом, дорогие, кроется великая опасность для нормального духовного состояния человека. Отрицание реальности "духа зла" неизбежно парализует бдительность человека к его внутренней жизни. Мы с вами — воины Христовы. А враг, которого воин не видит и не подозревает его существования, является самым опасным врагом, удары которого могут быть смертельными.

Не обиделась женщина-язычница на слово Спасителя о "псах". Ее смирение напоминает нам смирение сотника-язычника, который считал себя недостойным принять Христа под кров своего дома.

Да, дорогие, труднее всего дается человеку смирение. А ведь смирение, лишенное самопревозношения, рождает и питает в душе человека веру в Христа-Спасителя, и эта вера творит чудеса в человеке. Так учит нас в нынешнем Евангелии Иисус Христос, Ему же слава во веки веков. Аминь.

Неделя 17-я по Пятидесятнице

(Матф. 15:21-28).

Мы слышали Евангелие об исцелении бесом одержимой дочери язычницы-хананеянки. Какое поразительное смирение и настойчивость видим мы в этой хананеянке!

Выражая мнение иудеев о язычниках, говорит ей Господь: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева", называет ее "псом" — "не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам", — говорит ей Господь. Дети Божии — это только потомки Авраама, остальные народы — это псы. Слыша эти слова, мать не унимается. Она признает свое ничтожество, и настойчиво молит о помощи. И что же? Господь возвышает ее над всеми Его окружавшими сынами Израиля: ""О, женщина, велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему". И исцелилась дочь ее в тот час".

Вот вам пример смирения и плод смирения. Обладаем ли мы с вами смирением? Большинство оценивает смирение, как чувство отрицательное, как чувство пассивное. Так думающие глубоко ошибаются. В смирении перед Творцом — основа религиозного чувства, и смирение является отнюдь не пассивным, а творческим началом жизни. Взгляните на наших отечественных святых, хотя бы на преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, и вы увидите и убедитесь в том, что смирение действительно есть творческое начало жизни, жизни умственной и душевной. Эти два наших соотечественника, да и весь сонм русских святых, "как высшую жертву, которую может принести человек своему Творцу и Богу разумов", повергли на Алтарь Всевышнего саму свободу своего разума и волю свою, повергли в глубоком чувстве смирения пред Творцом. И что же? "Господь вернул им этот дар очищенным и просветленным, углубленным и подлинно свободным".

Всевышний никогда не остается в долгу у человека. В Боге нашли наши отечественные подвижники, смирением исполненные, высшее раскрытие и утверждение своей личности. Разве не поражают нас глубина и широта их духовного и умственного полета? Кто из живущих, вооруженный самым широким и полным светским образованием, отвергающий смирение пред Богом, как творческое начало жизни, может сравниться с этими гигантами духа и мысли?

И еще одной темы побуждает нас коснуться нынешнее Евангельское чтение. Это тема о детях. Мать тяжко страдает за своего ребенка. Страдания приводят ее ко Христу и Христос исцеляет ее дочь: возвращает ей здоровье, возвращает здравый рассудок. Как много в наше время матерей, страдающих за беснующихся — потерявших здравый рассудок — детей своих!

В чем же лежит причина трагедии детей, а с этим и страданий родителей? — В отсутствии в жизни семьи четко, конкретно выраженной религиозной основы. Причина трагедии детей зарождается в их детстве и юности, в тех 15-ти — 20-ти годах, когда слагаются их души. Детям и юношам свойственно стараться казаться старше их возраста. Это не страшно, если... между детьми и родителями существует, с их раннего возраста, внутренняя связь. Но если эта внутренняя связь, этот душевный союз между ними разрывается, неизбежна семейная трагедия.

Скажите, дорогие родители, где же и в чем слагаются души наших детей? В благодатной ли атмосфере христианской жизни вашей семьи? В примере и облике вашей христианской настроенности? В молитве ли домашней, в храме ли? В вашей любви к Богу? Так бы должно быть. В случае вашего положительного ответа, не явится ли этот ответ некой фальшью? — Ибо где теперь, даже в нашей православной, нам близкой, среде, христианская атмосфера семьи, где жизнь семьи во Христе, в любви к Богу и в христианской любви к ближнему? Не наблюдаем ли мы, что Бог в семье — это отвлеченная идея, что Христос — нечто бывшее, а Евангелие, это Слово Жизни у большинства лежит где-то на полке, пылью покрытое...