Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя 18-я по Пятидесятнице

(Лук. 5:1-11).

Третье воскресенье подряд раскрывает пред нами Господь значение таланта веры, вложенного Творцом в каждого человека. Вера приводит к смирению пред Творцом, как к творческому началу жизни. Видя глубочайшее смирение язычницы-хананеянки, сказал ей Господь: "О, жено, велика вера твоя! Да будет по желанию твоему".

Талант веры — это не мертвый капитал, а двигатель сердца, мысли и воли человека, это — зерно живое, оно должно быть применено к жизни, и первым его плодом бывает смирение, а затем послушание Богу. А что такое послушание? Послушание — это принятие слова Божия, слова Евангельского в свою волю, тогда воля Христа сливается с волей человека, становится для него законом, и эту волю уже Христову исполняет человек. Таким образом достигается то, о чем свидетельствует ап. Павел, говоря: "Уже живу не я, а живет во мне Христос".

Пример такого принятия в свою волю слова Божия, пример применения к жизни таланта веры, дает нам Евангельское чтение о богатом улове рыбы.

"Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение", — этими словами пророка Исаии начал Христос Свою первую проповедь в синагоге г. Назарета. На эти слова Христовы книжники, эти слепые вожди народа, ответили злобным огнем зависти и ненависти, вывели Иисуса за город, чтобы там, со скалистого обрыва скалы, свергнуть Его. Но Иисус "прошед посреди них, удалился".

Он ушел в Капернаум, расположенный на берегу озера Гениссаретского. Тут-то и теснился с жадностью народ, чтобы услышать слово Божие, исходящее из уст Его. Здесь-то и вошел Он в рыбачью лодку Петра, который, не получив еще окончательного призвания оставить все земное и следовать за Божественным Учителем, вместе с Другими Апостолами занимался своим привычным промыслом.

С этой лодки поучал Он народ. И когда кончил проповедь, не о Себе и Своем утомлении думал Христос, а о своих бедных, потерпевших неудачу в ночной ловле рыбы, учениках. Он знал, что весь ночной труд их был напрасен — что нисколько не поймали они рыбы, но Он заметил, что во время Его беседы с народом, и они, занимаясь своим делом, слушали Его проповедь, и чтобы поддержать в них бодрость духа, велел Петру отплыть на глубину озера и снова закинуть сети. "Наставник! мы всю ночь трудились и ничего не поймали", — со скорбью отвечает он. И что же, лишь только он закинул, сети мгновенно наполнились множеством рыбы. Две лодки были наполнены до верха грузом, и ап. Петр, признавая всю силу чуда, со свойственным ему порывом припал к коленам Иисуса и в страхе воскликнул: "Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!" — "я крайне недостоин быть подле Тебя, но позволь мне остаться". И на это последовал ответ: "не бойся, отныне будешь ловить человеков".

Ап. Петр принял в себя слово Божие, Христово слово: "по Твоему слову закину сеть", — исполнил его, и что получилось? Двойное чудо.

Во-первых — богатый улов рыбы; во-вторых — ап. Петр увидел себя, свою греховность — "я человек грешный, недостоин быть подле Тебя"; и увидав свою сущность, в свою волю принявший слово Божие ап. Петр вмиг пережил свое внутреннее обновление. И вечной радостью о Христе исполнилось сердце его. Он окончательно пошел за Христом. И ни угрозы синедриона, ни тюрьма и пытки, ни крестная смерть — ап. Петр был распят вниз головой — не умалили в нем и не поколебали в нем дар веры и послушания Богу.

Говоря нам в Евангельском чтении о плодах принятия в себя, в свои сердце и волю, слова Божия, Господь спрашивает нас: а вы, по какому закону живете ныне? Увы! в подавляющем большинстве живут христиане не по Христу, не Его словом руководствуясь, а живут "по закону моды". "Мода — это закон для подавляющего большинства. Причем, закон не только для одежды, но и для всего уклада жизни и мысли. Портной делает твою наружность, газета, радио, телевидение и партийная пропаганда указывают направление мысли и жизни". Нет здесь Христа. Не приспело ли время опомниться? "Лишь мертвая рыба течет по течению". Христианин — это человек, в себе несущий жизнь, а наша жизнь есть Христос. Вне Христа — нет подлинного Света, нет и жизни. Аминь.

Неделя 18-я по Пятидесятнице