Православие и современность. Электронная библиотека

Он ушел в Капернаум, расположенный на берегу озера Гениссаретского. Тут-то и теснился с жадностью народ, чтобы услышать слово Божие, исходящее из уст Его. Здесь-то и вошел Он в рыбачью лодку Петра, который, не получив еще окончательного призвания оставить все земное и следовать за Божественным Учителем, вместе с Другими Апостолами занимался своим привычным промыслом.

С этой лодки поучал Он народ. И когда кончил проповедь, не о Себе и Своем утомлении думал Христос, а о своих бедных, потерпевших неудачу в ночной ловле рыбы, учениках. Он знал, что весь ночной труд их был напрасен — что нисколько не поймали они рыбы, но Он заметил, что во время Его беседы с народом, и они, занимаясь своим делом, слушали Его проповедь, и чтобы поддержать в них бодрость духа, велел Петру отплыть на глубину озера и снова закинуть сети. "Наставник! мы всю ночь трудились и ничего не поймали", — со скорбью отвечает он. И что же, лишь только он закинул, сети мгновенно наполнились множеством рыбы. Две лодки были наполнены до верха грузом, и ап. Петр, признавая всю силу чуда, со свойственным ему порывом припал к коленам Иисуса и в страхе воскликнул: "Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!" — "я крайне недостоин быть подле Тебя, но позволь мне остаться". И на это последовал ответ: "не бойся, отныне будешь ловить человеков".

Ап. Петр принял в себя слово Божие, Христово слово: "по Твоему слову закину сеть", — исполнил его, и что получилось? Двойное чудо.

Во-первых — богатый улов рыбы; во-вторых — ап. Петр увидел себя, свою греховность — "я человек грешный, недостоин быть подле Тебя"; и увидав свою сущность, в свою волю принявший слово Божие ап. Петр вмиг пережил свое внутреннее обновление. И вечной радостью о Христе исполнилось сердце его. Он окончательно пошел за Христом. И ни угрозы синедриона, ни тюрьма и пытки, ни крестная смерть — ап. Петр был распят вниз головой — не умалили в нем и не поколебали в нем дар веры и послушания Богу.

Говоря нам в Евангельском чтении о плодах принятия в себя, в свои сердце и волю, слова Божия, Господь спрашивает нас: а вы, по какому закону живете ныне? Увы! в подавляющем большинстве живут христиане не по Христу, не Его словом руководствуясь, а живут "по закону моды". "Мода — это закон для подавляющего большинства. Причем, закон не только для одежды, но и для всего уклада жизни и мысли. Портной делает твою наружность, газета, радио, телевидение и партийная пропаганда указывают направление мысли и жизни". Нет здесь Христа. Не приспело ли время опомниться? "Лишь мертвая рыба течет по течению". Христианин — это человек, в себе несущий жизнь, а наша жизнь есть Христос. Вне Христа — нет подлинного Света, нет и жизни. Аминь.

Неделя 18-я по Пятидесятнице

(Лук. 5:1-11).

"Припал Симон Петр к коленам Иисуса и сказал: "Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный". Ибо ужас объял его и всех бывших с ним, от улова рыб, ими пойманных... И сказал Симону Иисус: "Не бойся, отныне будешь ловить человеков".

Евангелие сегодняшнего дня повествует о богатом улове рыб и о призвании первых Апостолов. Об Апостолах и надлежит нам ныне сказать вам несколько слов. Нередко вы слышите в отпустах, произносимых священником, следующие слова: "Апостола (имя рек), единого от 70-ти". Что это значит? А значит то, что много было учеников у Христа. Из них избрал Спаситель двенадцать Апостолов, которые должны были стать не просто последователями Христа, но Его апостолами, т.е. посланниками, принявшими на себя обязанность не только принять, но и распространить христианское учение.

Почему же Господь избрал двенадцать? Чтобы избранный народ Нового Завета, подобно народу ветхозаветному, имел также двенадцать духовных родоначальников. Двенадцать колен имел ветхий Израиль, двенадцать патриархов, и новому народу Божию Создатель дает двенадцать Апостолов-родоначальников духовных. Все эти двенадцать были чистые израильтяне, так как именно через потомков Авраама должно было распространяться на язычников благословение Нового Завета. Эти двенадцать были избраны не из колена Левиина, не из Ааронова священства, ибо Христос пришел основать новое священство. Он знал, что книжники, раввины и священники извратили понятие о небесном, утонули в своей мелочной учености и бездушном законничестве, посему Он избрал этих двенадцать не богатых, ни сильных мира сего, а самых простых, достоинство которых заключалось в их чистой, неиспорченной никакими ложными влияниями душе и в непорочном сердце.

Но, избирая доброе сердце, Христос не отвергал и просвещенного ума. Мы знаем, какое громадное значение в деле распространения Благой Вести о Христе-Мессии имел просвещенный, глубоко ученый ум Савла, ставшего Павлом, призванного на апостольство Самим Христом — уже с высоты Своего небесного престола.

При избрании Апостолов Христос не придавал значения их прежнему общественному положению. Это не были выдающиеся в человеческом смысле личности, имена которых гремели бы среди народов; но они верно исполняли свое призвание и без всякого внешнего шума и грома достигли результатов, перед которыми бледнеют самые громкие подвиги величайших завоевателей, так как эти безвестные рыбаки и мытари победили мир, и победа их — победа вечная. Близость ко Христу, принятие ими возрождающего и укрепляющего Слова Божия, преобразили этих простых людей в истинных Апостолов. Да, они проявляли окаменение сердца и стремление к земным интересам. Мы помним им сказанные слова-упрек Спасителя: "Вы думаете не о том, что Божие, а о том, что человеческое", "о, несмысленные и косные сердцем", — но все это исходило не из внутреннего существа Апостолов, не из их сердца, ибо оно было чистое, доброе и искреннее, а из привитых им книжниками, раввинами и священниками предрассудков.

"Я посылаю вас, как овец среди волков... Вас будут поносить и преследовать, всячески неправедно злословить за Меня". Вы же "радуйтесь и веселитесь", — говорил Христос Апостолам.