Православие и современность. Электронная библиотека

(Лук. 5:1-11).

"Припал Симон Петр к коленам Иисуса и сказал: "Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный". Ибо ужас объял его и всех бывших с ним, от улова рыб, ими пойманных... И сказал Симону Иисус: "Не бойся, отныне будешь ловить человеков".

Евангелие сегодняшнего дня повествует о богатом улове рыб и о призвании первых Апостолов. Об Апостолах и надлежит нам ныне сказать вам несколько слов. Нередко вы слышите в отпустах, произносимых священником, следующие слова: "Апостола (имя рек), единого от 70-ти". Что это значит? А значит то, что много было учеников у Христа. Из них избрал Спаситель двенадцать Апостолов, которые должны были стать не просто последователями Христа, но Его апостолами, т.е. посланниками, принявшими на себя обязанность не только принять, но и распространить христианское учение.

Почему же Господь избрал двенадцать? Чтобы избранный народ Нового Завета, подобно народу ветхозаветному, имел также двенадцать духовных родоначальников. Двенадцать колен имел ветхий Израиль, двенадцать патриархов, и новому народу Божию Создатель дает двенадцать Апостолов-родоначальников духовных. Все эти двенадцать были чистые израильтяне, так как именно через потомков Авраама должно было распространяться на язычников благословение Нового Завета. Эти двенадцать были избраны не из колена Левиина, не из Ааронова священства, ибо Христос пришел основать новое священство. Он знал, что книжники, раввины и священники извратили понятие о небесном, утонули в своей мелочной учености и бездушном законничестве, посему Он избрал этих двенадцать не богатых, ни сильных мира сего, а самых простых, достоинство которых заключалось в их чистой, неиспорченной никакими ложными влияниями душе и в непорочном сердце.

Но, избирая доброе сердце, Христос не отвергал и просвещенного ума. Мы знаем, какое громадное значение в деле распространения Благой Вести о Христе-Мессии имел просвещенный, глубоко ученый ум Савла, ставшего Павлом, призванного на апостольство Самим Христом — уже с высоты Своего небесного престола.

При избрании Апостолов Христос не придавал значения их прежнему общественному положению. Это не были выдающиеся в человеческом смысле личности, имена которых гремели бы среди народов; но они верно исполняли свое призвание и без всякого внешнего шума и грома достигли результатов, перед которыми бледнеют самые громкие подвиги величайших завоевателей, так как эти безвестные рыбаки и мытари победили мир, и победа их — победа вечная. Близость ко Христу, принятие ими возрождающего и укрепляющего Слова Божия, преобразили этих простых людей в истинных Апостолов. Да, они проявляли окаменение сердца и стремление к земным интересам. Мы помним им сказанные слова-упрек Спасителя: "Вы думаете не о том, что Божие, а о том, что человеческое", "о, несмысленные и косные сердцем", — но все это исходило не из внутреннего существа Апостолов, не из их сердца, ибо оно было чистое, доброе и искреннее, а из привитых им книжниками, раввинами и священниками предрассудков.

"Я посылаю вас, как овец среди волков... Вас будут поносить и преследовать, всячески неправедно злословить за Меня". Вы же "радуйтесь и веселитесь", — говорил Христос Апостолам.

Не чувствуете ли вы, что все Христовы наставления, преподанные Апостолам, и к нам относятся, к нашему времени? "Вы — соль мира" — и более, чем соль — "вы — свет мира", — сказал Христос Апостолам. Христианство и по нынешний день остается "светом мира", и слова Иисуса Христа, обращенные к Апостолам: "Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного", — относятся и к нам, дорогие братья-христиане. Аминь.

Неделя 19-я по Пятидесятнице

(Лук. 6:31-36).

"Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден".

С этим наставлением обращается к нам сегодня Господь наш Иисус Христос. Милосердие — это чувство мало свойственно от Бога отпавшему человеку. "Человек человеку — волк" — гласила латинская пословица. Мысль эта выражена и в словах царя Давида: "Мне очень тяжело, — говорил Давид, — пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы не впасть мне в руки человеческие" (2 Цар. 24:14).

В Ветхом Завете считали, что милосердие Божие предназначено только избранному народу. Но постепенно Бог воспитывает через пророков в этом народе чувство милосердия к ближнему. Пророки Исаия и Иеремия указывали, что милосердие Божие не знает иного предела, кроме ожесточения грешника (Ис. 9:16; Иер. 16:5-13). "Милость человека к ближнему, а милость Господня на всякую плоть", — читаем мы в книге Премудрости. "Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть", — говорит Псалмопевец Давид. "Господь есть Бог правды... Блаженны все, уповающие на Него" (Ис. 30:18). "Благ и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив". Если же Бог благ и милостив, естественно, Он требует благости и милости в отношениях людей между собой.