Православие и современность. Электронная библиотека

Не чувствуете ли вы, что все Христовы наставления, преподанные Апостолам, и к нам относятся, к нашему времени? "Вы — соль мира" — и более, чем соль — "вы — свет мира", — сказал Христос Апостолам. Христианство и по нынешний день остается "светом мира", и слова Иисуса Христа, обращенные к Апостолам: "Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного", — относятся и к нам, дорогие братья-христиане. Аминь.

Неделя 19-я по Пятидесятнице

(Лук. 6:31-36).

"Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден".

С этим наставлением обращается к нам сегодня Господь наш Иисус Христос. Милосердие — это чувство мало свойственно от Бога отпавшему человеку. "Человек человеку — волк" — гласила латинская пословица. Мысль эта выражена и в словах царя Давида: "Мне очень тяжело, — говорил Давид, — пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы не впасть мне в руки человеческие" (2 Цар. 24:14).

В Ветхом Завете считали, что милосердие Божие предназначено только избранному народу. Но постепенно Бог воспитывает через пророков в этом народе чувство милосердия к ближнему. Пророки Исаия и Иеремия указывали, что милосердие Божие не знает иного предела, кроме ожесточения грешника (Ис. 9:16; Иер. 16:5-13). "Милость человека к ближнему, а милость Господня на всякую плоть", — читаем мы в книге Премудрости. "Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть", — говорит Псалмопевец Давид. "Господь есть Бог правды... Блаженны все, уповающие на Него" (Ис. 30:18). "Благ и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив". Если же Бог благ и милостив, естественно, Он требует благости и милости в отношениях людей между собой.

Под влиянием раввинских толкований (Талмуда), несмотря на ясно высказанные мысли и призывы пророков, призывы, упраздняющие обособление еврейского народа, иудеи стали пренебрегать зовом Божиим к милосердию, полагая, что своим внешним, формальным соблюдением Закона они приобретают праведность. Но сердце Божие радуют не те, кто считает себя праведником, а раскаивающиеся грешники. Это — основная мысль всех пророков.

"Я милости хочу, а не жертвы", — возглашал Господь устами пророка Осии. А чтобы иметь доступ к Божию милосердию, все — и иудеи и язычники — все равно должны признать себя грешниками, ибо "всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (ср. Рим. гл. 2). "Истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деян. 11 гл.). "Нет лицеприятия у Бога", — говорят апп. Петр и Павел.

Новый Завет возвещает нам Благую Весть о бесконечном милосердии Божием. Христос состраждет всем: пред Ним ученые члены синедриона, пред Ним кающиеся грешники — мытари и блудницы, пред Ним чуждые евреям самарянка, хананеянка и римский сотник. Иисус Христос указывает, что чувство милосердия должно сближать с каждым человеком в беде, которого я встречаю на своем пути, и исполнять жалостью к тем, кто наносит мне обиды. Христианин не может затворять свое сердце от брата, находящегося в нужде, ибо любовь Божия пребывает только в тех, кто проявляет милосердие (1 Ио. 3:17).

"Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", — говорит нам Господь. Совершенство, которого требует от нас Христос, согласно сегодняшнему Евангельскому чтению, должно заключаться, прежде всего, в обязанности "быть милосердным". Милосердие — это сострадание и прощение. Слово милосердие указывает на чувство преданности, на духовную связь между людьми, предполагающую верность Богу. Милосердие — это не просто проявление инстинктивной доброты, это жизнь в Боге, милующем нас, это — как бы ответ на наш внутренний долг перед Богом. Аминь.

Неделя 19-я по Пятидесятнице

"Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними", — поучает нас Господь. В этом наставлении заключается азбучное правило христианской нравственности.