Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя 20-я по Пятидесятнице.

В своем обращении к евреям (Евр., гл. 11), возвещая о божественности и общеполезности веры, о силе и ее плодах, ап. Павел говорит о будущем всемирном воскресении и напоминает о том, что "верою жены получили умерших своих воскресшими". Слушая Евангелие о воскрешении Иисусом Христом сына Наинской вдовы, невольно перено- сишься к этим женам Ветхого Завета, из которых первая приняла своего умершего сына живым из рук пророка Илии, вторая — Сонамитянка — своего сына из рук прор. Елисея. Остановим наше внимание на этих двух случаях, о которых повествует Ветхий Завет.

Каждая из тех женщин, прежде, делами засвидетельствовала свою веру. Но пророки, имея своими как бы сотрудниками, веру и богоугодность этих женщин, не довольствовались этим. Так, пророк Илия, в своем молитвенном обращении со стенанием возопил к Богу: "Увы мне, Господи, свидетелю вдовы... Ты озлобил еси еже уморити сына ея", и воззвал: "Господи Боже мой, да возвратится убо душа отрока сего в онь!" — и бысть тако. Елисей же не только помолился Господу, но и простерся над умершим и таким образом вернул к жизни сына Сонамитянки.

А вот по сегодняшнему Евангелию, Иисус Христос сжалился над вдовой, умершего сына которой выносили из города, и без малейшей задержки, ничего не предпринимая, одним Своим повелением возвращает плачущей матери живым из мертвых ее сына.

Этим Христос единственный показал, что Он — Господин жизни и смерти. Не призывала Его к себе бедная вдова, по Своей воле идет Он для совершения великого чуда, и этим свидетельствует, что Он не только обладает животворительной мощью, но и добротой и милосердием.

Пророк Илия, готовясь воскресить сына Сарептянки, уединяется, и Елисей, взойдя в горницу, где лежал мертвец, затворил двери. Так, оба пророка имели нужду в напряженной молитве; в одиночестве часто легче бывает вознести ум и сердце к Богу. Господь же Иисус Христос, как имеющий власть над жизнью и смертью и отнюдь не нуждающийся в молитве для того, чтобы воскресить отрока, не только имел с Собою Своих учеников, но и окружен был множеством народа. Все видели, все слышали, как Он единым повелением оживил мертвого, по Своему человеколюбию совершил это явно, чтобы всех присутствовавших привести к спасительной вере в Него.

Увидев рыдающую мать-вдову, все свои надежды возлагавшую на единственного ребенка, и лишившуюся его, Господь — как свидетельствует Евангелист "милосердова о

ней". Да и как могло бы быть иначе, когда Он Отец вдов и сирот? — и сказал ей: "Не плачь", — и что же, она получила необычайное освобождение от скорби. Прикоснувшись к одру, на котором лежал умерший, Господь сказал: "Юноша, тебе глаголю, встань", — и "седе мертвый" — мертвец не только сел, но начал говорить. Как это случилось? — А потому что услышал он голос не человека, Богу угодного, а голос Бога вочеловечившегося.

Обратим, дорогие братья и сестры, внимание наше на то, что Господь, сжалившийся над вдовой, оплакивающей сына, употребил не только утешительные слова, но и делом уврачевал ее скорбь. Так, дорогие, и мы должны, по силе, поступать. И нам следует не только словами утешения сострадать скорбящим и бедствующим, но и засвидетельствовать наше к ним сострадание делами.

Вот, к примеру, наши во Христе братья и сестры в стране Скорби, Страдания и Слез, именуемой ныне СССР, лишенные слова Божия и тем обреченные на смерть духовную, жаждут нашей помощи. Мы им состраждаем, но как? Не словами ли только? Каждый ли из вас ежегодно направляет в существующие православные фонды свою лепту для отправки страждущим братьям слова Божия? Дорогие, Бог никогда не остается в долгу у человека. И если мы будем проявлять сострадание не словом лишь, но и доброделанием, то и Бог, в Свою очередь, всемерно окажет нам благодеяние. Аминь.

Неделя 21-я по Пятидесятниц

(Лук. 8:5-15)