Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя 22-я по Пятидесятнице

(Лук. 15:19-31).

Притча о "богатом и Лазаре". Многогранна она в своей поучительности. Мы с вами, дорогие, остановим сегодня внимание наше на том, что является в этой притче для нас самым главным, что задает тон всей жизни человека.

В этой притче Господь отвечает нам на мучительный вопрос о загробной жизни. Живем, трудимся, хлопочем а дальше что? Буддийская "нирвана"? Или пантеизм с его: "Бог и природа одно и то же", с превращением в иллюзию человеческой личности? Вопрос: "а дальше что?" — никогда не оставлял человека. И на этот вопрос отвечает Господь притчей о "богатом и Лазаре". Господь утверждает, что 1) жизнь человека не кончается телесной смертью, что человек, оставляя свою телесную храмину, не обращается в небытие, — он призван к вечности. Утверждает Господь также, что 2) там мы будем видеть друг друга. Будем видеть наших близких, друзей, праведников, как богатый увидел Лазаря; будем видеть тех, кто нас ненавидел и преследовал, как Лазарь издали видел богача.

Вопрос о загробной жизни не давал покоя человеку и до явления в мир Христа. И многие мужи древности положительно разрешали его. Так, Сократ говорил: "Я не скорблю, ибо я уверен, что умершие существуют и что там добрым гораздо лучше, чем злым", а из уст Платона мы слышим: "Душа человека бессмертна, все ее надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти, как начала истинной жизни", ибо — "только в том мире открывается сущность вещей".

Мысль об уничтожении человека после смерти страшила и нашего великого Пушкина. Он гнал от себя эту мысль, как страшный призрак. "Душой не верую в тебя, чужда ты мыслям человека"... "Конечно, дух бессмертен мой", — говорил А. С. Пушкин.

Вопрос о бессмертии — это самый жизненный вопрос. От ответа на него зависит весь тон жизни, ее содержание, направленность воли человека. Справедливо утверждал Ф. М. Достоевский, что вера в бессмертие является светом жизни. Он говорил: "Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле одна, а именно идея бессмертия души, ибо все остальные "высшие" идеи жизни, которыми может быть полезно жив человек, лишь из нее одной вытекают. Только при ней жизнь получает смысл и значение, и человек постигает всю разумную цель свою на земле".

Для нас, христиан, бессмертие не идея, а реальность. "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых". Во Христе и Христом Богочеловеком раскрыта нам тайна жизни: смерть не прерывает существования человека, а лишь видоизменяет его.

Утверждая, что жизнь человека не кончается телесной смертью, что т а м мы будем видеть друг друга, Господь Иисус Христос притчей о "богатом и Лазаре" говорит нам: спешите творить добро, лаской, улыбкой, добрым словом, материальной помощью, согревайте скорбных и страждущих, будьте сынами Света. Аминь.

Неделя 22-я по Пятидесятнице

Богатство и нищета, о них говорит нам притча о богатом и Лазаре.

Осудил ли Христос богатство? Нет, не осудил. По учению св. Писания, обеспеченность и богатство есть некое благо. Оно обеспечивает драгоценную независимость, избавляет от унижения, предполагает в человеке, обладающем богатством, наличие ценных качеств — как деловитость, любовь к труду, умение, смелость. Но в то же время св. Писание говорит о богатстве, как о благе относительном и второстепенном. Богатство нигде в Писании не изображается наилучшим из благ. Верный Богу, мудрый и рассудительный человек всегда предпочитает богатству душевный мир (Притч. гл. 15), доброе имя (гл. 22), здоровье (Сир. 30:14) и праведность (Притч. гл. 16). Св. Писание подчеркивает и ограниченную силу богатства: не все им можно купить, например избавление от смерти и любовь, и указывает на то, что богатство причиняет излишние заботы, вынуждает выбиваться из сил; "Лучше немногое в страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога".