Православие и современность. Электронная библиотека

Вопрос о бессмертии — это самый жизненный вопрос. От ответа на него зависит весь тон жизни, ее содержание, направленность воли человека. Справедливо утверждал Ф. М. Достоевский, что вера в бессмертие является светом жизни. Он говорил: "Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле одна, а именно идея бессмертия души, ибо все остальные "высшие" идеи жизни, которыми может быть полезно жив человек, лишь из нее одной вытекают. Только при ней жизнь получает смысл и значение, и человек постигает всю разумную цель свою на земле".

Для нас, христиан, бессмертие не идея, а реальность. "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых". Во Христе и Христом Богочеловеком раскрыта нам тайна жизни: смерть не прерывает существования человека, а лишь видоизменяет его.

Утверждая, что жизнь человека не кончается телесной смертью, что т а м мы будем видеть друг друга, Господь Иисус Христос притчей о "богатом и Лазаре" говорит нам: спешите творить добро, лаской, улыбкой, добрым словом, материальной помощью, согревайте скорбных и страждущих, будьте сынами Света. Аминь.

Неделя 22-я по Пятидесятнице

Богатство и нищета, о них говорит нам притча о богатом и Лазаре.

Осудил ли Христос богатство? Нет, не осудил. По учению св. Писания, обеспеченность и богатство есть некое благо. Оно обеспечивает драгоценную независимость, избавляет от унижения, предполагает в человеке, обладающем богатством, наличие ценных качеств — как деловитость, любовь к труду, умение, смелость. Но в то же время св. Писание говорит о богатстве, как о благе относительном и второстепенном. Богатство нигде в Писании не изображается наилучшим из благ. Верный Богу, мудрый и рассудительный человек всегда предпочитает богатству душевный мир (Притч. гл. 15), доброе имя (гл. 22), здоровье (Сир. 30:14) и праведность (Притч. гл. 16). Св. Писание подчеркивает и ограниченную силу богатства: не все им можно купить, например избавление от смерти и любовь, и указывает на то, что богатство причиняет излишние заботы, вынуждает выбиваться из сил; "Лучше немногое в страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога".

Богатство — знак Божией щедрости, но это не значит, что всякое богатство является плодом Божия благословения. Существует и неправедное богатство, и св. Писание постоянно подчеркивает, что неправедно приобретенные блага не идут на пользу, приносят с собою нечестие, духовную смерть и страдания. Нечестивые богачи думают, что они могут обходиться без Бога, надеются на свое достояние, как на своего рода крепость, забывая наставление св. Писания: "надеющийся на свое богатство скоро упадет".

В притче о "богатом и Лазаре" Христос предупреждает нас об опасности богатства, об опасности материальной обеспеченности через меру: в богатстве кроется опасность потери совести, опасность не видеть своей духовной нищеты, опасность очерствения сердца, опасность впадения в идолопоклонство: нажива и страх малейшим умалить свое достояние становятся кумиром богатого.

Принадлежать Христу означает: быть свободным от страха, прежде всего. "К свободе призваны мы, братья", — возглашает ап. Павел. Христос требует от Своих последователей отрешенности от благ мирских (независимо от того, владеют они ими или нет), чтобы быть способными желать подлинных благ и получать их.

Подлинное благо твое, дорогой христианин, не в том, чем ты владеешь, а в том, что отдаешь ты на дело Божие на земле, что отдаешь нуждающимся, сиротам и вдовам. "Я был голоден — вы накормили Меня, Я был наг — вы одели Меня", — говорит Господь. "Вспомните прежние дни ваши", — говорит ап. Павел — "когда вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг страданий... и расхищение имений ваших приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество, лучшее и непреходящее" (Евр. 10:32-34).

Предупреждая об опасности богатства, Господь раскрывает перед нами духовную сторону в смирении, кротко переносимой нищеты, ставшей уделом вследствие обстоятельств.

Соблазн богатства, дорогие, начертан в притче "о богатом и Лазаре". Этот соблазн не в том, что в жизни существуют богач и нищий Лазарь, а в том, что Лазарь хотел бы "насытиться тем, что падало со стола богача", но не получил ничего. Богатый отвечает за беднаго — вот мысль, к которой приводит нас эта притча. Кто верен Богу и служит Ему своей жизнью, тот дает от своего имения бедным и на дело Божие, а кто служит мамоне — тот дрожит над медяком или бумажкой, думая в них иметь опору свою. В притче о "богатом и Лазаре" Господь побуждает нас задуматься над вопросом во имя чье, во имя чего мы живем; побуждает наши сердца склониться перед страданиями нищеты и бедности и, вместе с тем, раскрывает нам смысл страдания — в нем духовно зреет человек. Аминь.