Православие и современность. Электронная библиотека

"Безумный, в ночь сию душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?"

Свидетельствуя пред Богом, что и мы считаем безумцем богача, о котором повествует Евангелие, поем и мы с вами, дорогие братья и сестры, дивную песнь "Иже херувимы тайно образующе". Дивные и загадочные слова этой песни возносим мы к Престолу Всевышнего в сознании величия Божия в творении человека.

Вдумайтесь в слова этой песни! — Поем мы о том, что мы, в храме пред Богом предстоящие, таинственно изображаем ангелов-херувимов. Что это значит? Это значит: мы признаем, что есть в нас нечто, херувимам подобное, признаем наше духовное сродство с херувимами, сродство, сокрытое в глубине естества нашего.

Лучший Свой дар вложил Бог в человека — образ Божий. "Разве вы не знаете, что вы храм Божий, — вопрошает Апостол Павел — и что Дух Божий живет в вас?" О, если бы эти слова Апостола пленили сознание наше, если бы мы их никогда не забывали! А то, ведь, мы с грехом сроднились, с детства к своеволию привыкаем, и живем преимущественно по велениям плоти, забывая и о Творце-Хозяине нашем и о призвании человека быть Богу в сем мире соработником.

Да, дорогие, все мы в грехах, и в то же время мы подобны глиняным сосудам, в глубине исполненным сверкающего злата. Мы — сосуды вечного Духа, мы — храм Божий, ибо Дух Божий живет в нас. Мы не должны забывать, что именно этим человек Творцом возвеличен, мало чем умален человек пред ангелами. Свят человек в тайниках души своей. Внешне грязные, замаранные легкомыслием, — а в тайнике души святы. Мы часто наблюдаем, как многие тонут в миражах радости, ползая в прахе и пошлости, забывая о своем подлинном существе. Но, дорогие мои, и эти, ползающие, не оставлены Богом — объятия Отчие и для них распростерты, ибо безмерна глубина любви Господней к человеку.

Мы — храм Божий. Человеку дана та внутренняя красота, создав которую, Бог "почил от дел Своих", а когда человек пал, в великой любви к Своему созданию, к Своему творению, Бог посылает на землю Сына Своего единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Мы — храм Божий. Кто же из нас пойдет по стопам безумца-богача евангельского? Кто подвергнет себя растлению? "Если кто растлит храм Божий, того покарает Бог", — говорит Апостол. А из уст Спасителя мы слышим: "Какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит".

Посему, дорогие мои, "попечений о плоти не превращайте в похоти", ибо предающийся похотям — теряет способность "видеть свои прегрешения", теряет способность познания самого себя, — поражает свою волю и теряет цель жизни. А все это приводит человека к отрицанию авторитета и к своеволию, и таким образом, предающийся похотям становится жалким безумцем, о котором и повествует нынешнее евангелие. Сего да не будет ни с одним из нас! Аминь.

Неделя 26-я по Пятидесятнице

Евангельское чтение о безумном богаче ставит перед нами вопрос самой жизни. На вопрос: для чего мы живем? — многие отвечают: "жизнь для жизни нам дана"; отсюда и

вытекает их: "душа, ешь, пей и веселись, ибо жизнь коротка". Так рассуждающие обычно удовлетворяются умением устраиваться в жизни, тонут в благополучии, "жирком заплывают", и, добавляя к сему участие в общественной жизни, получая похвалы и рукоплескания, широко, самодовольно улыбаются, считая свою жизнь счастливой.

Счастливы-ли эти люди? На этот вопрос отвечает нам один из героев Чехова: всю жизнь живя, как и все люди, будничными интересами, он играл роль в обществе, был занят "важными делами", прибегая в них к неправде, притворялся, погруженный в мелкие интриги и общественные заботы, и вдруг, неожиданно просыпается ночью в холодном поту с тяжелым сердцебиением. Что случилось? Случилось ужасное: он осознал, что жизнь прошла и жизни не было, осталась тягость на душе, ибо не было в жизни подлинного смысла.

Некоторые полагали, да и ныне полагают, осмыслить свою жизнь участием в политических партиях, ведущих борьбу за лучшее будущее, как вели ее всех толков социалисты и демократы в России. Чем же была эта "идеализация будущего" в прошлом России, чем является она ныне, будучи свойственной и нынешним партиям? "Идеализация будущего, — справедливо говорит проф. Франк — является духовной болезнью, последним корнем той нравственной болезни, которую мы называем революционностью и которая загубила Россию".