Православие и современность. Электронная библиотека

Что же дается молодежи взамен веры, взамен Света Христова? Во-первых, гордыня ума, всегда приводящая к духовному опустошению, ибо в основе всякой гордыни лежит самообман. Во-вторых, мечтательные предположения об образовании мира без участия Премудрости Божией, о произвольном зарождении жизни, о происхождении человека. Этот "бред сонного" преподносится молодежи, как последнее слово науки, как истина, и против сего, говорят, не возразишь...

Но почему же тогда боятся ввести в школу Евангелие? Почему ограждают молодежь от влияния этой Книги? Сатана который есть мрак, тьма и лжец, не любит света, ибо Свет Христов легко обличает всю несостоятельность и пустоту его мудрований, кои преподносятся молодежи, как "последнее слово науки". Как карточный дом разлетаются все мудрования этих жрецов псевдо-науки, жрецов сатаны, при падении на них света Божественного Откровения, Священного Писания и творений св. Отцов.

Христос-Спаситель, как Любовь Творца к человеку, к нам и ради нас пришел на землю. И настойчиво зовет Он нас к свету. "Я свет миру". "Я есть дверь... пришел Я для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком"... "Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет... без Меня не можете делать ничего", — говорит Христос.

Знал некогда народ наш эти слова Спасителя. Является неоспоримым фактом, что народ наш — наше Отечество, водимое сонмом русских правдолюбцев, святыми и праведными князьями, шли путем, в Евангелии начертанным. Через всю историю Руси, красной нитью проходит устремленность к Богу Живому, желание действенной любви к ближнему. Вместе с житиями святых, св. Писание и святоотеческие творения были, на протяжении многих веков, воспитателями и духовным руководителем русских людей, как простых, так и образованных, и всего народа нашего. Является неоспоримым фактом, что Русь-Россия строилась, прежде всего, памятью о Боге. В этом ее отличие от иных государств. В этом и залог ее возрождения.

"Не хочу лишь по имени христианином зваться, а дела творить поганых", — говорит святой князь Михаил Черниговский. "Соблюдай строго все, что нашей Церковью предписывается", — завещает Государь-Мученик Николай Александрович своему сыну — Наследнику. "Надо жить по Божьи", — говорит народ наш; "побойся Бога", — вразумляли наши предки согрешающего, а укоряя совершающего грех против ближнего, говорили они: "Бога в тебе нет", ибо знал народ наш, что имеющий Бога Живаго, носит в душе своей живые совесть и любовь. В этих словах, наставлениях и вразумлениях, в этих поговорках, отражена Духовная основа жизни нашего народа, народа любви сострадательной; в них отражается духовный облик всей Руси-России до времени, пока не вошли в организм ее бесы иноземные.

Мы, чада Руси Зарубежной, свободной Руси, представляем собою часть организма народа нашего российского, ныне страждущего. Оздоровлением части больного организма достигается постепенно оздоровление и всего организма. Посему, не смеем мы пройти мимо зова Христа Спасителя: являясь званными, мы обязаны приложить усилия к тому, чтобы быть среди избранных. Долгий-то путь. Он требует настойчивости, постоянства воли и чувства в их обращенности ко Христу. Только возвратом к духовной основе нашей жизни достигаем мы права на любовь и милость к нам Промыслителя. Каждому русскому, православно-мыслящему человеку, необходимо внутренне отвергнуть дух времени, плотской уклад жизни, и вернуться ко Христу в Церковь Его так, чтобы, постепенно, во всем первенство получил у нас Христос. По течению идет лишь мертвая, гнилая рыба. Аминь.

Неделя 31-я по Пятидесятнице

(Лук. 18:35-43).

Когда Господь Иисус Христос приблизился к городу Иерихону, у его ворот совершилось одно из последних чудес на благо страждущего человечества.

У ворот сидели нищие, которые просили милостыню. Среди них был слепец Вартимей. Надеясь на хороший сбор милостыни, он не предполагал, какое ожидало его счастье. Заслышав необычайный шум проходящего народа, он узнал, что тут проходит Иисус Назарянин, слава о чудесах Которого гремела по всей стране. Это возбудило в слепце радостную надежду, и он забыв об ожидаемый милостыни, стал кричать: "Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!" Народ хотел заставить его замолчать, считая этот громкий крик непристойным в присутствии Того, Который вот-вот должен был войти в Иерусалим, как Мессия Своего народа. Но Христос услышал его вопль и Его сострадательное сердце тронулось им. Он остановился и велел подозвать слепца к Себе. Тогда толпа меняет свой тон и говорит слепцу: "не бойся, вставай, зовет тебя". В порыве радости, он, как свидетельствует Евангелист Марк, поспешно сбросил свой плащ, вскочил и подошел ко Христу. "Чего ты хочешь от Меня?" — спросил его Спаситель. "Раввуни", отвечал слепец, "чтобы мне прозреть!" "Прозри, — сказал Христос — вера твоя спасла тебя". Он прикоснулся к глазам слепого и тотчас прозрели глаза его. И недавний слепец пошел за Христом, прославляя Бога.

Слепец прозрел не только физически, его сердца коснулся тот Свет, о котором ап. Иоанн говорит: "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Иоан. 1:5). Посему и пошел Вартимей за Христом, как на землю сошедшим "Светом разума и Солнцем правды". Пошел он за Христом, прославляя Бога, стал благовестником Бога Истинного, Который чрез Иисуса Христа возвестил нам о том, что всем людям дана "власть быть чадами Божиими" (Иоан. 1:12), что все мы, даже самые слабые и грешные из нас, являемся детьми Божиими, имеющими нашим общим Отцом Царя Небесного, и что, как Его дети, все люди равны в своем достоинстве, а посему в отношении их не имеет силы различие между эллином и иудеем, рабом и свободным, так как все мы одинаково дети Божии.

Во Христе воссиял над миром вечный истинный свет, и этот свет неугасим и непобедим, хотя и окружен он непроницаемой толщей тьмы, окружен упорно от света прячущейся злой волей сынов противления. "В Тебе источник жизни... и в свете Твоем узрим свет", — восклицал некогда пророк и псалмопевец Давид (Пс. 36:10). "Бог темные бездны отверзает и выводит тьму к свету", — говорит праведный Иов Многострадальный (Иов. 1:22).

Дорогие мои во Христе братья и сестры! Христа Свет Истинный, просвещающий всякого человека грядущего в мир, прославляли мы с вами в дни праздников Рождества и Богоявления, ныне же зовет нас Промыслитель Господь последовать примеру бывшего слепца Вартимея, для которого Христос стал не предметом веры, а содержанием жизни, Наставником и Водителем, жизненной силой недавнего слепца. Аминь.