Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя 31-я по Пятидесятнице

(Лук. 18:35-43).

Когда Господь Иисус Христос приблизился к городу Иерихону, у его ворот совершилось одно из последних чудес на благо страждущего человечества.

У ворот сидели нищие, которые просили милостыню. Среди них был слепец Вартимей. Надеясь на хороший сбор милостыни, он не предполагал, какое ожидало его счастье. Заслышав необычайный шум проходящего народа, он узнал, что тут проходит Иисус Назарянин, слава о чудесах Которого гремела по всей стране. Это возбудило в слепце радостную надежду, и он забыв об ожидаемый милостыни, стал кричать: "Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!" Народ хотел заставить его замолчать, считая этот громкий крик непристойным в присутствии Того, Который вот-вот должен был войти в Иерусалим, как Мессия Своего народа. Но Христос услышал его вопль и Его сострадательное сердце тронулось им. Он остановился и велел подозвать слепца к Себе. Тогда толпа меняет свой тон и говорит слепцу: "не бойся, вставай, зовет тебя". В порыве радости, он, как свидетельствует Евангелист Марк, поспешно сбросил свой плащ, вскочил и подошел ко Христу. "Чего ты хочешь от Меня?" — спросил его Спаситель. "Раввуни", отвечал слепец, "чтобы мне прозреть!" "Прозри, — сказал Христос — вера твоя спасла тебя". Он прикоснулся к глазам слепого и тотчас прозрели глаза его. И недавний слепец пошел за Христом, прославляя Бога.

Слепец прозрел не только физически, его сердца коснулся тот Свет, о котором ап. Иоанн говорит: "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Иоан. 1:5). Посему и пошел Вартимей за Христом, как на землю сошедшим "Светом разума и Солнцем правды". Пошел он за Христом, прославляя Бога, стал благовестником Бога Истинного, Который чрез Иисуса Христа возвестил нам о том, что всем людям дана "власть быть чадами Божиими" (Иоан. 1:12), что все мы, даже самые слабые и грешные из нас, являемся детьми Божиими, имеющими нашим общим Отцом Царя Небесного, и что, как Его дети, все люди равны в своем достоинстве, а посему в отношении их не имеет силы различие между эллином и иудеем, рабом и свободным, так как все мы одинаково дети Божии.

Во Христе воссиял над миром вечный истинный свет, и этот свет неугасим и непобедим, хотя и окружен он непроницаемой толщей тьмы, окружен упорно от света прячущейся злой волей сынов противления. "В Тебе источник жизни... и в свете Твоем узрим свет", — восклицал некогда пророк и псалмопевец Давид (Пс. 36:10). "Бог темные бездны отверзает и выводит тьму к свету", — говорит праведный Иов Многострадальный (Иов. 1:22).

Дорогие мои во Христе братья и сестры! Христа Свет Истинный, просвещающий всякого человека грядущего в мир, прославляли мы с вами в дни праздников Рождества и Богоявления, ныне же зовет нас Промыслитель Господь последовать примеру бывшего слепца Вартимея, для которого Христос стал не предметом веры, а содержанием жизни, Наставником и Водителем, жизненной силой недавнего слепца. Аминь.

5. Неподвижные Праздники

"Книга родства..."

Ев. от Матфея гл. 1:1-25.

Из уст апостола и евангелиста Матфея мы слышали "Родословие Иисуса Христа". В этом, по первому впечатлению сухом, евангельском чтении выражается мысль о родственности Бога и человека. Родственность Богу, по учению Св. Писания, составляет неотъемлемый признак человека, нераздельно являющегося и "духом" и "плотью". Это положение первичное в бытии человека, и оно перестало существовать по вине самого человека, первого Адама. Сам человек не в силах был вернуться к этой первичной норме жизни, и Христос приходит восстановить нарушенное. Нынешнее Евангелие и говорит о том, что Бог-Творец, чрез Сына Своего, сроднил нас с Собою. Сегодняшнее Евангелие говорит о том, что Бог возвращает человеку утерянное им достоинство.

Не посему ли зовет нас ныне Церковь встретить приближающийся праздник Богоявления — Рождества Христова — в покаянной радости? Подумайте, дорогие, разве это не радость? — Сам Творец, приобщаясь нашей плоти, не возгнушался подобных нам людей назвать Своими сродниками, а нас — братьями Своими! "Он не стыдится назвать нас братьями Своими", говорит ап. Павел. Скажите, дорогие: многие говорят ныне о достоинстве человека, но — во всей истории человечества — когда и кем был так возвышен человек, как возвышает его христианство?

Приближается праздник Рождества Христова. Вспоминайте, дорогие, о Виновнике праздника. Думайте о том, что к вам пришел Он, чтобы усыновить Богу Отцу, чтобы стали вы чадами Божиими, Христовыми братьями. К встрече праздника приготовьте сердца ваши покаянием, чистотой, дарами любви и милосердия, чтобы сердце каждого из вас стало вертепом, в котором возлег Спас наш Христос.