Православие и современность. Электронная библиотека

5. Неподвижные Праздники

"Книга родства..."

Ев. от Матфея гл. 1:1-25.

Из уст апостола и евангелиста Матфея мы слышали "Родословие Иисуса Христа". В этом, по первому впечатлению сухом, евангельском чтении выражается мысль о родственности Бога и человека. Родственность Богу, по учению Св. Писания, составляет неотъемлемый признак человека, нераздельно являющегося и "духом" и "плотью". Это положение первичное в бытии человека, и оно перестало существовать по вине самого человека, первого Адама. Сам человек не в силах был вернуться к этой первичной норме жизни, и Христос приходит восстановить нарушенное. Нынешнее Евангелие и говорит о том, что Бог-Творец, чрез Сына Своего, сроднил нас с Собою. Сегодняшнее Евангелие говорит о том, что Бог возвращает человеку утерянное им достоинство.

Не посему ли зовет нас ныне Церковь встретить приближающийся праздник Богоявления — Рождества Христова — в покаянной радости? Подумайте, дорогие, разве это не радость? — Сам Творец, приобщаясь нашей плоти, не возгнушался подобных нам людей назвать Своими сродниками, а нас — братьями Своими! "Он не стыдится назвать нас братьями Своими", говорит ап. Павел. Скажите, дорогие: многие говорят ныне о достоинстве человека, но — во всей истории человечества — когда и кем был так возвышен человек, как возвышает его христианство?

Приближается праздник Рождества Христова. Вспоминайте, дорогие, о Виновнике праздника. Думайте о том, что к вам пришел Он, чтобы усыновить Богу Отцу, чтобы стали вы чадами Божиими, Христовыми братьями. К встрече праздника приготовьте сердца ваши покаянием, чистотой, дарами любви и милосердия, чтобы сердце каждого из вас стало вертепом, в котором возлег Спас наш Христос.

Все ли мы являемся чадами Божиими, все ли можем назвать себя братьями Христовыми? Апостольское чтение, которое мы слышали сегодня, перечисляя ветхозаветных праведников — предков по плоти Иисуса Христа, — указывает нам на их примерах, как должны мы веровать и жить, чтобы быть достойными называться чадами Божиими. Вот — Адам — он дает нам пример сокрушения и покаяния. Мы всю жизнь грешим, но часто ли сокрушаемся мы о грехах наших? Энох — дает нам пример богомыслия: забывал он все мирское, постоянно пребывая с Богом. Ему были открыты судьбы мира вплоть до второго пришествия Иисуса Христа. Живя среди развращенного мира, Ной подвергался насмешкам и глумлениям, но он никогда не поколебался в преданности Богу. Евер — он единственный из всего народа не участвовал в горделивом вызове Богу, затеянном в гордыне своей сбесившимся народом: построим башню до небес (мол, до Бога доберемся), и, без Его участия, создадим себе славу. За верность Богу и за смиренную Ему преданность, Евер, вместе с потомством, сподобился милостей Божиих. А вот Авраам — для него воля Божия была все, и Исаак — для которого послушание родителям было основой его жизни. В Иакове — дается нам пример терпения и кротости, в Иосифе — незлобия и целомудрия, в Иове многострадальном — пример терпения в горе и страданиях: "Буди благословенно имя Господне: Бог дал и Бог взял", — восклицал Иов, потеряв и богатства и детей своих.

По тем же путям, по которым прошли перечисленные ветхозаветные мужи, проводит Промыслитель и нас с вами — Новый Израиль. А вот еще и Моисей: пророк и вождь, законодатель и чудотворец. Живя в роскоши и в почете во дворце фараона, из любви к своему народу, Моисей все бросает, предпочитает с народом страдать: "Господи, лучше меня истреби, нежели народ мой"... В вере, богомыслии, в верности Христу — среди насмешек и травли, в смирении, в преданности Его воле и целомудрии, в любви жертвенной к своему Богоносному народу страдальцу, иначе говоря в подражании ветхозаветным праведникам — по плоти сродникам Мессии Христа — да поможет всем нам утвердиться Спаситель мира, к прославлению Которого, в яслях возлегшего, и готовимся мы. Аминь.

Навечерие Рождества Христова

В нынешний воскресный день, когда стоим мы в преддверии великого Праздника явления в мир Солнца Правды, мы невольно обращаемся мыслью в давно минувшие века, в те века, когда мир утопал в хаосе; разочарованное в религиозных и философских идеалах человечество оказалось на перепутье, когда скептицизм и атеизм овладели умами, и громко звучал голос римского Цезаря Августа, что не существует жизни после смерти.

В хаосе погибающий мир жаждал очищения и обновления. Из уст в уста передавались слухи и предсказания, что из Иудеи выйдет Некто для покорения вселенной, а поэт Вергилий прямо возвещал, вместе с Платоном, рождение Младенца, Который явится основателем новой эры. Древний историк Никифор Каллист занес на страницы истории предание, что Цезарь Август, не имея мужского потомства, захотел, под конец своего продолжительного царствования, узнать, через оракула, дальнейшую судьбу им основанной Римской Империи. Отправившись к оракулу Аполлона, он принес торжественную жертву, и спросил оракула, кто будет управлять империей после его смерти, на что получил следующий для него загадочный ответ:

"Мне отрок еврейский, Сам Бог, повелитель богов всех,