Православие и современность. Электронная библиотека

Все ли мы являемся чадами Божиими, все ли можем назвать себя братьями Христовыми? Апостольское чтение, которое мы слышали сегодня, перечисляя ветхозаветных праведников — предков по плоти Иисуса Христа, — указывает нам на их примерах, как должны мы веровать и жить, чтобы быть достойными называться чадами Божиими. Вот — Адам — он дает нам пример сокрушения и покаяния. Мы всю жизнь грешим, но часто ли сокрушаемся мы о грехах наших? Энох — дает нам пример богомыслия: забывал он все мирское, постоянно пребывая с Богом. Ему были открыты судьбы мира вплоть до второго пришествия Иисуса Христа. Живя среди развращенного мира, Ной подвергался насмешкам и глумлениям, но он никогда не поколебался в преданности Богу. Евер — он единственный из всего народа не участвовал в горделивом вызове Богу, затеянном в гордыне своей сбесившимся народом: построим башню до небес (мол, до Бога доберемся), и, без Его участия, создадим себе славу. За верность Богу и за смиренную Ему преданность, Евер, вместе с потомством, сподобился милостей Божиих. А вот Авраам — для него воля Божия была все, и Исаак — для которого послушание родителям было основой его жизни. В Иакове — дается нам пример терпения и кротости, в Иосифе — незлобия и целомудрия, в Иове многострадальном — пример терпения в горе и страданиях: "Буди благословенно имя Господне: Бог дал и Бог взял", — восклицал Иов, потеряв и богатства и детей своих.

По тем же путям, по которым прошли перечисленные ветхозаветные мужи, проводит Промыслитель и нас с вами — Новый Израиль. А вот еще и Моисей: пророк и вождь, законодатель и чудотворец. Живя в роскоши и в почете во дворце фараона, из любви к своему народу, Моисей все бросает, предпочитает с народом страдать: "Господи, лучше меня истреби, нежели народ мой"... В вере, богомыслии, в верности Христу — среди насмешек и травли, в смирении, в преданности Его воле и целомудрии, в любви жертвенной к своему Богоносному народу страдальцу, иначе говоря в подражании ветхозаветным праведникам — по плоти сродникам Мессии Христа — да поможет всем нам утвердиться Спаситель мира, к прославлению Которого, в яслях возлегшего, и готовимся мы. Аминь.

Навечерие Рождества Христова

В нынешний воскресный день, когда стоим мы в преддверии великого Праздника явления в мир Солнца Правды, мы невольно обращаемся мыслью в давно минувшие века, в те века, когда мир утопал в хаосе; разочарованное в религиозных и философских идеалах человечество оказалось на перепутье, когда скептицизм и атеизм овладели умами, и громко звучал голос римского Цезаря Августа, что не существует жизни после смерти.

В хаосе погибающий мир жаждал очищения и обновления. Из уст в уста передавались слухи и предсказания, что из Иудеи выйдет Некто для покорения вселенной, а поэт Вергилий прямо возвещал, вместе с Платоном, рождение Младенца, Который явится основателем новой эры. Древний историк Никифор Каллист занес на страницы истории предание, что Цезарь Август, не имея мужского потомства, захотел, под конец своего продолжительного царствования, узнать, через оракула, дальнейшую судьбу им основанной Римской Империи. Отправившись к оракулу Аполлона, он принес торжественную жертву, и спросил оракула, кто будет управлять империей после его смерти, на что получил следующий для него загадочный ответ:

"Мне отрок еврейский, Сам Бог, повелитель богов всех,

Трон уступить велел и вернуться в подземное царство,

Покорно и ты уходи от алтарей наших здешних".

Это свидетельствует о том, что жажда обновления мира была всеобщей, всемирной. И вот, над темным горизонтом человечества вспыхнула утренняя заря: в двадцатый год правления Цезаря Августа в Галилейском городе Назарете юная Дева услышала слова: "Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус... Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего и царству Его не будет конца".

Ему — Сыну Всевышнего — и посвящено нынешнее Евангельское чтение. Подобно тому, как Моисей, начиная изложение истории падшего человечества, сказал в книге Бытия: "вот родословие Адама", так и ап. Матфей, приступая к описанию восстановления падшего человечества, говорит: "Родословие Иисуса Христа". Перечисляя имена от Адами до праведного Иосифа и Марии-Девы, ап. Матфей как бы повторяет нам: древнее прошло — теперь все новое! Сам Творец приобщается нашей плоти! Если от первого человека — Адама — вошло в человечество расстройство, то вот Новый Человек, Новый Адам — Господь с неба, Начальник нового поколения людей, должных составить народ Его.

Закваска вошла в мир — свидетельствуют апостолы. Посему-то дни Рождества-Богоявления являются днями радости всего человечества. Сам Творец приобщается нашей плоти, не возгнушаясь подобных нам людей назвать Своими предками, а нас — Своими братьями. На родственность Бога и человека указывает нынешнее Евангельское чтение.

Да, родственность Богу составляет неотъемлемое отличие человека от всей твари, человека, являющегося нераздельно и "духом и плотью". Эта норма жизни была нарушена первым Адамом, и вот приходит на землю Христос, чтобы восстановить нарушенное. Одни приняли Его, как Спасителя и Учителя своего, другие по нынешний день стоят пред Ним в недоумении, иные же подняли и поныне ведут на Него гонение, продолжая жить во тьме и мраке опрокинутых ценностей, завлекая мир в новый хаос. Как Божии чада и, по плоти братья Христовы, мы с вами открываем сердца в эти дни, чтобы умом и волею принять Христа, как нашего Искупителя и Ходатая пред Отцом Небесным. Аминь.