Православие и современность. Электронная библиотека

Трон уступить велел и вернуться в подземное царство,

Покорно и ты уходи от алтарей наших здешних".

Это свидетельствует о том, что жажда обновления мира была всеобщей, всемирной. И вот, над темным горизонтом человечества вспыхнула утренняя заря: в двадцатый год правления Цезаря Августа в Галилейском городе Назарете юная Дева услышала слова: "Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус... Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего и царству Его не будет конца".

Ему — Сыну Всевышнего — и посвящено нынешнее Евангельское чтение. Подобно тому, как Моисей, начиная изложение истории падшего человечества, сказал в книге Бытия: "вот родословие Адама", так и ап. Матфей, приступая к описанию восстановления падшего человечества, говорит: "Родословие Иисуса Христа". Перечисляя имена от Адами до праведного Иосифа и Марии-Девы, ап. Матфей как бы повторяет нам: древнее прошло — теперь все новое! Сам Творец приобщается нашей плоти! Если от первого человека — Адама — вошло в человечество расстройство, то вот Новый Человек, Новый Адам — Господь с неба, Начальник нового поколения людей, должных составить народ Его.

Закваска вошла в мир — свидетельствуют апостолы. Посему-то дни Рождества-Богоявления являются днями радости всего человечества. Сам Творец приобщается нашей плоти, не возгнушаясь подобных нам людей назвать Своими предками, а нас — Своими братьями. На родственность Бога и человека указывает нынешнее Евангельское чтение.

Да, родственность Богу составляет неотъемлемое отличие человека от всей твари, человека, являющегося нераздельно и "духом и плотью". Эта норма жизни была нарушена первым Адамом, и вот приходит на землю Христос, чтобы восстановить нарушенное. Одни приняли Его, как Спасителя и Учителя своего, другие по нынешний день стоят пред Ним в недоумении, иные же подняли и поныне ведут на Него гонение, продолжая жить во тьме и мраке опрокинутых ценностей, завлекая мир в новый хаос. Как Божии чада и, по плоти братья Христовы, мы с вами открываем сердца в эти дни, чтобы умом и волею принять Христа, как нашего Искупителя и Ходатая пред Отцом Небесным. Аминь.

Рождество Христово

"Слава в вышних Богу, и на земли мир" — воспели Ангелы в Рождественскую Ночь. Свыше 19 столетий воспевает эту дивную песнь и Церковь Христова. В эту ночь, по любви к человеку, пришел на землю "Начальник мира" — "Отроча младо, предвечный Бог". Являясь апостолам по Своем Воскресении, Он мир возвестил: "Мир вам", "мир Мой даю вам".

Где же этот мир, возвещенный Ангелами, обещанный Христом и проповеданный Церковью? Дорогие мои, он был, есть и будет. Это тот мир, о котором сказал Сам Христос в Своей прощальной беседе с учениками: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так как мир дает вам, Я даю вам". Какой же это мир? Это мир не внешний, который бывает бесплодным, и даже вредным, это мир духовный, тот благодатный мир, которым несмотря на приближение Крестных страданий, был одушевлен Богочеловек Иисус. Этот мир одухотворяет, дает силу и побеждает страх. Восприняв от Христа этот мир, апостолы уже не смущались никакими угрозами, лишениями и гонениями, ни даже смертью лютой, с радостью принимая мученическую смерть. И не только апостолы, но и великий сонм мучеников и исповедников радостно шли на мучения, воспевая Всевышнему хвалу. Такие исповедники, связанные с Господом союзом любви и мира, были, есть и будут. Вспомним покровителя нашего храма, преп. Серафима Саровского: у него на душе всегда была радость пасхальная, сам он ее переживал, другим ее передавая.

Где же приобретается этот мир благодатный, дающий радость и укрепляющий человек в страданиях? Он приобретается нашей жизнью в Церкви Божией, жизнью во Христе Иисусе и пребывает в сердцах подлинно верующих людей, т.е. тех, для коих вера во Христа Сына Божия является движущей внутренней силой, освящающей ум, направляющей волю к Небесному Отцу. Для таких людей не страшны никакие бедствия и напасти, никто и ничто не может лишить их мира благодатного, отлучить от общения со Христом, о чем свидетельствует ап. Павел, говоря: "Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Власти, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем".

Обратим взор в сторону нашего Отечества православного, возведенного на Голгофу. Какие ужасные гонения и страдания переживают в России, полоненной Интернационалом, наши верующие братья и сестры! Всюду их ущемляют, преследуют, над ними издеваются, но от Христа они не отрекаются и не мирятся с безбожием. И как на крови мучеников, в первые века христианства, выросла Церковь Христова, окрепла и процвела, так и на крови наших новомучеников и исповедников возродится наше Отечество православное и воссияет Мученица Мать Церковь наша, очищенная в горниле страданий от греховной грязи.

Как же приобретается мир благодатный, Христом данный? Уже сказали мы: он приобретается живой верой, преданностью воле Божией — противной своеволию, смирением, покаянием и молитвой.

Радости о пришедшей к нам Божией любви во Христе Иисусе и мира благодатного, ничем от нас неотъемлемого, мира небесного, желаю вам я, мои дорогие. Мир и радость да ниспошлет всем вам Господь и да сподобит, вместе с небесными силами, всегда воспевать благодарственную песнь: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение". Аминь.