Православие и современность. Электронная библиотека

Рождество Христово

"Слава в вышних Богу, и на земли мир" — воспели Ангелы в Рождественскую Ночь. Свыше 19 столетий воспевает эту дивную песнь и Церковь Христова. В эту ночь, по любви к человеку, пришел на землю "Начальник мира" — "Отроча младо, предвечный Бог". Являясь апостолам по Своем Воскресении, Он мир возвестил: "Мир вам", "мир Мой даю вам".

Где же этот мир, возвещенный Ангелами, обещанный Христом и проповеданный Церковью? Дорогие мои, он был, есть и будет. Это тот мир, о котором сказал Сам Христос в Своей прощальной беседе с учениками: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так как мир дает вам, Я даю вам". Какой же это мир? Это мир не внешний, который бывает бесплодным, и даже вредным, это мир духовный, тот благодатный мир, которым несмотря на приближение Крестных страданий, был одушевлен Богочеловек Иисус. Этот мир одухотворяет, дает силу и побеждает страх. Восприняв от Христа этот мир, апостолы уже не смущались никакими угрозами, лишениями и гонениями, ни даже смертью лютой, с радостью принимая мученическую смерть. И не только апостолы, но и великий сонм мучеников и исповедников радостно шли на мучения, воспевая Всевышнему хвалу. Такие исповедники, связанные с Господом союзом любви и мира, были, есть и будут. Вспомним покровителя нашего храма, преп. Серафима Саровского: у него на душе всегда была радость пасхальная, сам он ее переживал, другим ее передавая.

Где же приобретается этот мир благодатный, дающий радость и укрепляющий человек в страданиях? Он приобретается нашей жизнью в Церкви Божией, жизнью во Христе Иисусе и пребывает в сердцах подлинно верующих людей, т.е. тех, для коих вера во Христа Сына Божия является движущей внутренней силой, освящающей ум, направляющей волю к Небесному Отцу. Для таких людей не страшны никакие бедствия и напасти, никто и ничто не может лишить их мира благодатного, отлучить от общения со Христом, о чем свидетельствует ап. Павел, говоря: "Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Власти, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем".

Обратим взор в сторону нашего Отечества православного, возведенного на Голгофу. Какие ужасные гонения и страдания переживают в России, полоненной Интернационалом, наши верующие братья и сестры! Всюду их ущемляют, преследуют, над ними издеваются, но от Христа они не отрекаются и не мирятся с безбожием. И как на крови мучеников, в первые века христианства, выросла Церковь Христова, окрепла и процвела, так и на крови наших новомучеников и исповедников возродится наше Отечество православное и воссияет Мученица Мать Церковь наша, очищенная в горниле страданий от греховной грязи.

Как же приобретается мир благодатный, Христом данный? Уже сказали мы: он приобретается живой верой, преданностью воле Божией — противной своеволию, смирением, покаянием и молитвой.

Радости о пришедшей к нам Божией любви во Христе Иисусе и мира благодатного, ничем от нас неотъемлемого, мира небесного, желаю вам я, мои дорогие. Мир и радость да ниспошлет всем вам Господь и да сподобит, вместе с небесными силами, всегда воспевать благодарственную песнь: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение". Аминь.

Христос рождается, славите!

Глава Церкви, Единой — земной и небесной, сошел на землю. Дивно сошествие Его к нам. Дивно и Дело Им на земле совершенное. Это не рук человеческих Дело, это Дело о человеке промышляющего Творца Бога, посему-то непобедимо оно ни злобою, ни мудростью мудрых века сего. Знать это необходимо нам, живущим в эпоху, когда все силы зла мобилизованы сатаною на борьбу против Церкви.

"Мой ум — не ваш ум, Мои пути — не ваши пути", слышим мы из уст Самого Господа Саваофа. И ныне мы, в смирении и молитве, склоняем главы наши пред Мудростью Всевышнего, отверзаем сердца наши для Любви, во смирении и унижении к нам снисходящей.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: "все дивно у Господа и, в то же время, как просто, как скромно совершает Господь Саваоф дело спасения человечества и всего мира! Смотрите: Сын Божий приходит на землю не в блеске земного величия, но в положении уничижения земного. Сиятельна и вечна лишь Слава, от Бога исходящая и получаемая, людская же слава ничтожна. От царского племени, по плоти, рождается Христос. Но это царское племя давно сошло с высоты престола царского и давно вступило в ряды и в положение простолюдинов, получавших пропитание трудами рук своих. В 30летнем возрасте выступив на проповедь, Христос избирает Себе 12ть апостолов из той же среды простолюдинов, к которой и Сам принадлежал. Его ученики были простые, некнижные люди. Ничего не заимствовав от славы человеческой, не заимствовал Христос ничего и от мудрости человеческой. Он был не ученый, но пришел посрамить мудрость мудрых: "Мой ум — не ваш ум", — говорит Господь. — Неиссякаемый источник мудрости открывается и ученикам Его, и ими, некнижными, посрамляет Христос мудрость века сего.

Нашему взору предстоят: могущество Римской Империи с ее непобедимыми когортами, с ее несметным богатством и мудростью философов, — с одной стороны, и с другой: Младенец Христос в убогих яслях, Он же на Кресте, и Его 12ть некнижных учеников, апостолов. Друг другу противостоят они. Силач и пред ним соломинка, мощь славы и богатства и пред ним убожество нищеты. Иначе говоря: конкретной реальной силе, мощи и мудрости мира, противостоит несбыточная мечта отвлеченного идеализма, мечта увлеченного воображения. Так думали "мудрые века сего", так и рассуждали они, говоря о Христе и о Церкви.

Почему же встревожились "сильные и мудрые века сего". Чем объяснить, что Синедрион поднял гонение на Христа и простых учеников Его? Почему втянул он в эту борьбу государственный аппарат Империи Римской?