Православие и современность. Электронная библиотека

Слава Господу, еще и в этом году привел нас Промыслитель поклониться с небес снизошедшей Любви Его к человеку, к нам, дорогие братья и сестры. Чтобы возвысить торжество и радость нашу, учредила Церковь пост перед Рождеством. Пройдя через теснины поста, мы чувствуем себя в день праздника светлого, как бы исходящими на свободу.

Однако, чтобы не забылся кто, веселясь в святые дни и вечера Рождества-Богоявления, чтобы не осквернил кто-либо святости прославляемого события, Церковь вложила в уста наши краткую песнь и этой песнью остепеняет плоть нашу, возвышает дух наш, указывая в этой песне достойный способ прославления праздника. Какая же это песнь? — "Христос рождается, славите! Христос с небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви вся земля..."

Прославляют Христа, как с небес снизошедшую Любовь к нам, — дети; прославляют Его — юноши и девы; воспеваем с небес сошедшую Любовь и мы, убеленные сединой и умудренные опытом жизни, отцы и матери.

Дружным хором сердец должны мы славить Его, славить так, чтобы этим славословием усладились сердца наши, чтобы заглушился в них позыв — соблазн следовать за растленным духом века сего.

Дорогие мои, если вы, размышляя о Рождестве Христовом, невольно воскликните из глубины сердец ваших: слава Тебе, Господи, что сошел Ты к нам! Тебя ищущим и по истине и правде тоскующим, — это будет тихая песнь сердца вашего, которая соединит вас с Богом, говорит святитель Феофан Затворник.

Встречаясь, в дни Рождества-Богоявления друг с другом, мы бы должны были приветствовать друг друга словами: "Радуйся, ибо пришел Тот, в общении с Которым мы получаем подлинную свободу, мир душевный, в Ком обретаем мы смысл нашей жизни, наших земных усилий и борьбы. Радуйтесь, дорогие братья и сестры, радуйтесь дорогие детки! — ибо Свет в мир пришел!"

Но знаем мы, что человек, по рукам и ногам связанный плотским мудрованием, почитающий свое греховное состояние природным, не может, не в силах возрадоваться с нами, ибо он в плену у тьмы и мрака, которые являются для него привычным состоянием. Более того — такой человек не терпит от яслей Христовых исходящего света. Об этих жалких людях должны мы непрестанно совершать молитву, да не останутся они "во тьме и сени смертной".

Как хотелось бы всех вас, братия, видеть радующимися именно этой светлой радостью, радостью о любящем нас Боге-Отце, пославшем Сына Своего единородного, Иисуса Христа, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Это радость, осоляющая все наши дела, всю жизнь нашу, и с нею, как со знаменем победы, да шествует каждый из нас чрез теснины жизни, побеждая тоску и уныние, ибо с нами Бог. Аминь.

Новый Год

"Благословен венец лета благости Твоея, Господи".

Милостью Божией вступаем мы в Новый Год. Тревожные чувства и мысли переживаем мы: что пошлет нам Господь, что встретит нас в Новом Лете? Увы, никакая сила, тем более сила холодного разума, не откроет нам тайны нашего, даже ближайшего, будущего.

На грани Новолетия обозреваем мы и дела мира за год уходящий. И что же? С грустью свидетельствуем мы о них словами Апостола: "Мир во зле лежит". Тяжело, тяжело и душно было в мире в уходящем году. Душно от моральной беспринципности, поражающей все дела человеческие и отношения между людьми. И ищем мы причину и источник этого зла. Устами пророка Исаии, Сам Господь открывает нам причину зла, поражающего мир: "Вол", — говорит Божественный Исаия, — "знает владетеля своего и осел — ясли господина своего... а народ Мой (человек) не знает Меня... не разумеет... оставили Господа, повернулись назад, и стали блуждать, как овцы, совратились каждый на свою дорогу".

Вот он, дорогие, источник, из которого широким потоком льется по всему миру зло, вот причина, породившая и в уходящем году тягостные условия жизни: "Совратились каждый на свою дорогу". Как легок путь, диктуемый человеку его волей и забывшим Бога холодным рассудком. И в то же время, как страшен он по своим последствиям! Обычно прельщает человека широта сего пути: живу и действую, как сам хочу, нет мне преград! — И ведет этот путь к ложно понимаемой свободе, рождающей т л е н и е и смерть. Не об этом ли пути говорит нам Спаситель: "Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут им; вы же входите тесными вратами". Дорогие, мы знаем по опыту, что предлагаемый нам Христом "тесный путь" т е с е н лишь в своем начале, тесен лишь до времени возрождения человека во Христе, а там — за начальным периодом, ограничивающим человека во зле, открываются безграничные широты свободы, свободы жизни в Духе Святом. И если, как мы знаем и видим, пространный путь ведет человека, в конечном итоге, к рабству, к смерти духовной прежде смерти телесной, то Христом предлагаемые узкие врата ведут личность к расцвету, и только на этом пути может человек приносить плоды подлинного добра, любви и правды. Вне "узкого Христова пути" нет и не может быть подлинного, созидательного служения ближнему, своему народу и человечеству.