Православие и современность. Электронная библиотека

Преображение Господне

Пред Своим славным Преображением, Господь говорил ученикам о Его грядущих крестных страданиях, о необходимости и каждому понести крест свой. И вот, чтобы ученики, смущенные словом Господа о Кресте, будучи потом свидетелями Его поругания и страданий, не соблазнились этим уничижением их Учителя и уразумели великую тайну Его вольных, за спасение мира, страданий, Сын Божий-Господь, в дивном Преображении, открывает славу Свою, как Единородного от Отца.

Он взял трех учеников. Петра, дабы уверить в том, что его свидетельство о Христе: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", действительно открыл ему Сам Отец Небесный; взял и Иакова, как имевшего, прежде других апостолов, пострадать за Христа; взял и Иоанна, как девственника и чистейший орган Богословия, чтобы он, узрев славу Сына Божия, возгремел: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово".

На дивной горе Фавор, когда в глубине покорного Богу Отцу сердца изречено было Господом: "вот иду исполнить волю Твою, Боже" (Евр. 10:7) — Христос преобразился, "просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как снег", и этот небесный свет блистал как молния и объял души апостолов. И видят они Моисея и Илию, со Христом беседующих. Говорят они о грядущих страданиях Спасителя.

Иудеи часто обвиняли Господа в том, что Он нарушает Закон, данный Моисеем, и в том, что Он богохульствует, называя Себя Сыном Божиим, равным Отцу. Но вот на горе Фавор изобличается, в явлении Моисея и Илии, неправда иудейских книжников и фарисеев. И Илия и Моисей оба таинственно ушли из земной жизни: Илия был взят живым на небо, Моисей умер, но место его погребения покрыто тайной. Чтобы показать, что обвинения книжниками и фарисеями Христа происходит от зависти и на Него не падает, Христос выводит Моисея и Илию: Моисей, который дал Закон, не потерпел бы нарушителя Закона и не стал бы служить ему; и Илия, из ревности о славе Божией, не предстал бы и не повиновался бы Тому, Кто, называя себя Сыном Божиим и равным Отцу, в самом деле не был бы таков. Изобличена неправда отношения к Мессии; на горе Фавор Христос открывает Себя, как Сын Единородный и как Владыка живых и мертвых. "Он повелел небу и низвел Илию, дал мановение земле и воскресил Моисея".

Справедливо говорят нам, что "в славе Преображения была предызображена и слава Воскресения Христова, и та слава, в которой придет Он судить живых и мертвых, и наше будущее преображение при Его втором и страшном пришествии".

Не можем мы представить себе той радости, которую переживали три апостола, "видя своего смиренного Учителя в славе благолепной, беседующего с величайшими пророками, как со своими рабами". "Господи, хорошо нам здесь быть", — восклицают апостолы: как сладостно, желаем всегда пребывать в этой радости, в сиянии Твоего света, но... вот уже прекращается оно, святые пророки разлучаются с Господом и уходят: Моисей — в обители праведников умерших, а Илия — на небо. И когда ап. Петр еще говорил Спасителю, выражая восторг от виденного и переживаемого, "светлое облако осенило их, и послышался голос из облака, голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение: Его послушайте".

Дважды возвестил миру Отец Небесный, что Иисус Христос есть Его Сын возлюбленный. При Крещении, когда началось открытое служение Богочеловека-Христа спасению человечества, и при Преображении — когда начиналось труднейшее, уничиженное в глазах мира, но славное в очах Божиих послушание Отцу Небесному в восхождении на Крест.

Итак, дорогие, историческое событие Преображения, во-первых, изобличает всех, кто выступает против Христа, как Мессии, как Спасителя мира; во-вторых, утверждает реальность иного мира, иной жизни, жизни как мы говорим — за гробом; в-третьих, свидетельствует о свете и радости, которые там нас ожидают. И в-четвертых, возведя учеников на высокую гору, Господь указывает нам, что тот, кто не возвысится над земным, не может сподобиться и недостоин божественных созерцаний. Аминь.

Преображение Господне

Долго подготовлял Христос апостолов к Своему уничижению. Хотя они и исповедовали Его Сыном Божиим — "Ты еси Христос, Сын Бога живаго", — Христос, читая сердца их, видел, что они, хотя и приблизились к истине в своем понимании Мессии, тем не менее все еще находились во власти учения фарисеев и книжников, связывая с мыслью о Мессии надежду на земное политическое царство, на владычество над народами. Видя пред собою во Христе человека, в своих внешних отношениях совершенно похожего на них самих, апостолам было трудно представлять себе, что именно Он есть единородный Сын Божий, единосущный Своему Небесному Отцу. К тому же, в своих беседах с учениками, Христос говорил им, что Он, потерпев позор и смерть, войдет в славу Свою, как Мессия, и это заявление не только не соответствовало всем их предвзятым мнениям, но они просто не могли понять Его и впадали в тяжелое уныние.

В течении нескольких дней, дней печальных для апостолов, говорил им Христос о Своих грядущих страданиях и смерти. Были эти дни и тяжелыми для них, потому что Христос, говоря о Своих страданиях и смерти, разбивал все надежды на национально-политическое возрождение. Нужно было вывести апостолов из этого уныния и постепенно подготовить к раскрытию приближавшегося уничижения.

"Некоторые из вас, предо Мною стоящих, — сказал ученикам Христос, — увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем". И вот, взяв троих учеников, Он поднялся с ними на гору Фавор для вечерней молитвы. Когда Христос изливал Свою душу в возвышенном общении со Своим Отцом, настала ночь, и ученики, закончив свои молитвы, подавленные дремотой, уснули. Господь же все еще продолжал Свою молитву. Он взял с Собою этих троих учеников, чтобы победить в них страх, внушаемый им Его предстоящей крестной смертью, которая, по их выражению, была не сообразна с самым понятием о Мессии. Он взял их с Собою, чтобы дать им силы для перенесения грядущего зрелища Его страшного уничижения и показать им ту славу, в которую Он войдет по оставлении их, но Своей помощью их не оставит.