Православие и современность. Электронная библиотека

Представьте, дорогие, радость недавнего грешника Закхея! Велика любовь Господня к человеку! Воистину, "щедр и милостив Господь" к кающимся и Его ищущим. Но что это? мы слышим ропот... Христа осуждают за то, что вошел Он в дом грешника... О, близорукость людская, о, убийственное наше внешнее суждение о людях! Но, братья, Христа осудивших посрамляет сам Закхей: "Господи, половину имения моего отдам нищим и если кого чем обидел, возвращу четверицею" — говорит Закхей.

Велика, о, братья, возрождающая сила Благой Вести — Евангелия! Смотрите: Закхей не только раскаялся в греховности своей жизни, он уже приносит обильный плод покаяния. Да, Закхей уже живет вне его окружающего мира; он исторгается из власти диавола, прежде внушавшего ему ложную цель жизни; он преодолел в себе ложный стыд "что скажут другие" — чем в такой сильной степени страдает современный человек, особенно молодежь, легко впадающая в рабство моды. На призыв к покаянию мытарь "грех свой пред Богом открыл и беззакония своя исповедал", и дал ему Господь силу живой, практической веры. Закхей-мытарь вступил" в "тесные врата", ведущие в жизнь вечную. "Тесные врата" — это путь самостеснения, самоограничения.

"Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". Пред нами уже не грубый сборщик податей, но кроткий раб Божий Закхей; пред нами не возбужденный жаждой наживы злодей, но покаянием умиротворенный, свое имение нищим раздающий, Христов друг Закхей.

Сегодня неделя о Закхее. Готовит нас Христова Церковь к подвигу великопостному. "Покайтесь и веруйте во Евангелие". К нам обращены эти слова Спасителя. Покайтесь — придите ко Христу, как пришел к Нему Закхей; взберитесь — на древо добродетелей, подобно Закхею, чтобы в обитель сердца вашего мог войти Христос; отымите лукавство от душ ваших, и всецело сердце свое Христу отдайте, как сделал это недавний грешник Закхей.

Покаяние.

Добродетель — как плод покаяния.

И внутренняя свобода во Христе (изгнание лукавства) легко и быстро совершил этот путь, восхождение от плотяности к духовности Закхей. Это и наш с вами, дорогие, путь. На этот-то путь и зовет нас неустанно Христос, на него подвигнуть нас должен и здравый смысл, и забота о себе и о чадах наших, в чем да поможет нам Господь благодатью Своею, "немощная врачующею и оскудевающая восполняющею". Аминь.

"Мытарь и фарисей"

(Лук. 18:10-14).

"Боже, милостив буди мне грешному".

Пред нами два человека: строгий исполнитель закона — фарисей, и грешник — мытарь. Фарисей, как видно из его слов, никого не обижал, с уважением относился к чужой собственности, строг был в нравственном отношении, дважды в неделю постился и десятую часть своего заработка отдавал на церковь.

О добрых делах мытаря ничего не сказано: он явный грешник пред Богом и пред людьми. Почему же мы слышим из уст Спасителя, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей? Ведь, Господь не осудил строгого исполнения фарисеем закона! Да, дорогие, не осудил, так как добрые дела, как послушание голосу Церкви, соблюдение велений Закона Божия и уставов церковных, жизненно необходимы в нашем спасении. Однако, дела наши сами по себе не являются спасительными, а они имеют цену в очах Божиих, приобретают возрождающую и нас духовно укрепляющую силу от того содержания, которое мы вкладываем в наши дела, от нашего внутреннего расположения.

Фарисей, — он застыл в букве закона, он застыл в формальном исполнении Господних велений. В нем представлен нам образец делателя добра без сердечного расположения, образец бездушного делания, и не удивительно, что он венчал высокомерием сухость своего сердца. Он дерзает выставлять свою верность закону, как нечто особенное, и решил, что делами закона приобрел, в сравнении с другими, о с о б о е право быть услышанным в молитве. Фарисей — это верное зеркало и на Западе нас окружающего доброделания.