Православие и современность. Электронная библиотека

"Мытарь и фарисей"

(Лук. 18:10-14).

"Боже, милостив буди мне грешному".

Пред нами два человека: строгий исполнитель закона — фарисей, и грешник — мытарь. Фарисей, как видно из его слов, никого не обижал, с уважением относился к чужой собственности, строг был в нравственном отношении, дважды в неделю постился и десятую часть своего заработка отдавал на церковь.

О добрых делах мытаря ничего не сказано: он явный грешник пред Богом и пред людьми. Почему же мы слышим из уст Спасителя, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей? Ведь, Господь не осудил строгого исполнения фарисеем закона! Да, дорогие, не осудил, так как добрые дела, как послушание голосу Церкви, соблюдение велений Закона Божия и уставов церковных, жизненно необходимы в нашем спасении. Однако, дела наши сами по себе не являются спасительными, а они имеют цену в очах Божиих, приобретают возрождающую и нас духовно укрепляющую силу от того содержания, которое мы вкладываем в наши дела, от нашего внутреннего расположения.

Фарисей, — он застыл в букве закона, он застыл в формальном исполнении Господних велений. В нем представлен нам образец делателя добра без сердечного расположения, образец бездушного делания, и не удивительно, что он венчал высокомерием сухость своего сердца. Он дерзает выставлять свою верность закону, как нечто особенное, и решил, что делами закона приобрел, в сравнении с другими, о с о б о е право быть услышанным в молитве. Фарисей — это верное зеркало и на Западе нас окружающего доброделания.

Итак, мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Чтобы мы могли полнее понять это, Господь обращает внимание наше на состояние сердец этих двух сынов Ветхозаветной Церкви. Не осудив фарисеевого исполнения закона, Господь указывает нам на главное в нашем духовном подвиге. Гордо стоит пред Богом когда решили они стать Богу подобными; гордыня дымящей коптилки Ленина Россию повергла в бездну грехов, как отдельного человека, так и общества и народа. Образец гордеца и дан нам в нынешнем евангельском фарисее. Гордостью и тщеславием мы уничтожаем наши добрые дела. Добро, чистое плодотворящее добро, созидается в смирении и в простоте сердца. Без смирения нет духовного и не может быть морального роста человека.

Опыт духовной жизни наших братьев во Христе, достигших познания цели и смысла жизни, дают примеры той настроенности, с которой должны мы вступить в отверзающиеся врата св. Четыредесятницы. "Скажи, старче, как нужно каяться?" спросили ученики умирающего старца Агафона, достигшего святости, именем Христовым совершавшего дивные чудеса. Старец ответил: "да я сам еще не начинал покаяния". А к другому праведнику обратились с вопросом: "скажи, кто праведные и кто грешные?" — и этот старец ответил: "Грешник это я первый, а праведников знает Господь". "Познай самого себя", — говорил Оптинский старец Амвросий. И в сегодняшнем евангельском чтении Господь поучает, чтобы мы больше внимания обращали на свои личные недостатки. И в этом да поможет нам наш Ангел Хранитель и святой, имя которого дано нам в крещении, которого призываем мы в наших ежедневных молитвах. Аминь.

Неделя о мытаре и фарисее

(Лук. 18:10-14).

Фарисеи. Это в Ветхом Завете еврейская секта, к которой принадлежали книжники, учители Закона и некоторые священники. Они, являясь хранителями религиозно-национальных традиций своего народа, считали, что спасение иудеев заключается в строгом соблюдении правил истинной веры, не поддаваясь иноземным влияниям. Эта секта состояла из религиозных братств, целью которых и было поддерживать верность Закону и религиозное рвение своих членов. Стремление тщательно соблюдать Закон, приверженность к традициям, внушаемая народу вражда к римлянам, внешняя суровость и внешняя важность в манерах, все это способствовало росту влияния фарисеев на массы и росту их авторитета. Они ревниво относились к своему авторитету и быстро становились врагами всякого, кто мог снискать любовь и уважение народа.

Казалось бы, нельзя не склонить главу пред религиозным рвением фарисеев, пред их стремлением к совершенству и чистоте. Но вот ап. Павел, в прошлом выдающийся фарисей, отмечает (Рим. 2:17-24), что фарисеи не были в состоянии осуществить свой жизненный идеал, ибо оказались они лицемерами и, как говорил о них Спаситель, "гробами окрашенными". Почему? Дело в том, что фарисеи, полагая, что их благочестивое поведение дает им особые права на Бога, свели нравственное учение Закона Божия к узкому формализму, а религиозность ограничили обрядностью внешнего характера, так что и религиозное рвение фарисеев носило чисто внешний характер. Им были чужды внутренние побуждения души. Опираясь на свое знание Закона, фарисеи легко преступали заповеди Божии ради преданий старцев (Матф. гл. 15), мелочность предписаний коих (Талмуд) заслоняла пред ними основы Закона, его дух и сущность. Мы, фарисеи, дети Авраама, говорили они о себе, а Христос говорил им: "Вожди (вы) слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие". Во имя своей мнимой праведности, фарисеи презирали людей невежественных, препятствовали всякому общению с мытарями и грешниками, сводя безмерность любви Божией к своей ограниченной мере.