Православие и современность. Электронная библиотека

(Матф. 25:31-46).

В прошлое воскресенье, в притче о блудном сыне говорил нам Господь о Своем беспримерном человеколюбии к нам. Сегодня же говорит о втором пришествии и о страшном суде. Второму пришествию, говорит Господь, будет предшествовать "скверная дерзость" Антихриста — тягчайшее гонение на веру, и если бы не свел ее Господь на короткое время, "не спаслась бы никакая плоть" (Матф. гл. 24).

К чистой и благочестивой жизни призывает Евангелие нас, ожидающих "дня Господня". И мы, за ап. Павлом повторяющие: "наше жительство на небесах, откуда и ожидаем мы Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа" (Фил. 3:20), — чрез дела благотворения, человеколюбия, любви, милости и сострадания, увенчанные смирением — идем ко Христу и в Нем утверждаемся.

"Бодрствуйте на всякое время и молитесь", — говорит Господь, ибо во втором Его пришествии "восплачутся все племена земные". Племена земные — это те, кто всецело прикован к земле, кто упорствует в неверии и нерадении о своей душе, кто упорствует во всецелой приверженности к земному. "Бог воздаст каждому по делам его", — говорит ап. Павел, — "скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое" (Рим. 2:69). Радостью исполнятся живущие во Христе, а живущие по плоти — стыдом, скорбью и унынием.

Все дал Творец человеку для его возрастания в Добре. Но когда увидит, что по свободному изволению человека Зло снова первенствует, настолько увеличилось, что люди, оставив Христа — Слово Божие, поклонились и подчинились Антихристу, Он снова сойдет на землю, но уже не как долготерпящий, не в унижении, а как Судия, отделяющий неизлечимых от здоровых. Сойдет в великой славе — "сядет Он на престоле славы Своей".

Это было открыто еще и пророку Даниилу, который писал: "вот поставлены престолы, и воссел Ветхий днями.... и видел я как бы Сына Человеческого, идущего на облаках небесных; и когда дошел Он до Ветхого днями... дана Ему всяка власть и честь; тысячи тысяч служили Ему и тьмы стали вокруг Него". Согласно с этим пророчеством Даниила, и Евангелие говорит: "соберутся пред Ним все народы; и отделит Он одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ". И овцами называет Господь праведников: они тихие и кроткие, в своей жизни идут путем, который указан человеку Христом. Козлами называет грешников: они дерзки, немилосердны и беспутны, живут в поклонении идолу, их идол — "природа" и плотское мудрование.

"Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство Небесное, уготованное вам от создания мира", скажет Судья нелицеприятный стоящим по правую сторону. "Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира", — в этих словах выражена изначальная мысль и цель Творца при творении мира. Для достижения этой цели все дано человеку Творцом: и Слово, ставшее плотью, и Его страдания, и очищающие и исцеляющие таинства. "Придите, наследуйте Царство"... "Войдите в радость Господа вашего", ибо вы, как Божии чада, жили по Евангелию: правильно пользовались земным, тленным, мимопреходящим миром.

В чем же выразилось правильное пользование праведников земными благами, их уподобление Христу? В делах милосердия и в смирении. "Я алкал, вы дали Мне есть... Я был наг, вы одели Меня"... "Господи, когда же мы видели Тебя алчущим, или нагим странником... и послужили Тебе?" — вопрошают праведники. В этом вопросе и сказалось их смирение. А смирение это — выражение полноты любви к Богу и к человеку.

Не было этого у ставших по левую сторону Судии Праведного, названных козлищами. "Суд без милости, не творящему милости" (Иак. 2:13), говорит Апостол. Посемуто и сказано им: "Идите от Меня в огонь, уготованный диаволу и ангелам его". Обратим внимание на слова Спасителя: уготованный не вам, не человеку... но вы, люди, по вашему свободному изволению, с диаволом связали свои сердца и волю; ваши черствость и вражда, не сострадательное сердце и скупой нрав вскрывают в вас полноту греха, вы сами поставили себя вне Бога.

Итак, мои дорогие братья и сестры, любовь и человеколюбие, милость и сострадание, когда заканчиваем земное наше странствование, открывают перед нами то, "что приготовил Господь любящим Его" ... "чего глаз не видел, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку" (1 Кор. 2:9).

К следованию Христу зовет нас Евангелие о страшном суде. В следовании Христу, в уподоблении Христу раскрывается достоинство и величие человека. Аминь.

Страшный Суд

О последнем суде над человечеством говорит нам евангельское чтение. Ожидание Второго пришествия Христа, как Судии живых и мертвых, утверждается Символом Веры: "и паки грядущего судить живым и мертвым", — исповедуем мы. Вера в Суд Божий никогда, в жизни человечества, не подвергалась сомнению. Но вот некоторые, слыша слова о вечных мучениях нераскаявшихся грешников, соблазняются, говорят: милосердие Божие не допустит вечного отвержения. Верно, Господь и не хочет его. Вы слышали, Сам Господь говорит в нынешнем Евангелии, что от создания мира уготовано Царство. "Придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира", говорит Господь. Верно, не хочет Господь отвержения, но что поделать, когда многие сами Бога отвергли. Разный путь у людей, отсюда и исход разный. Одни стремятся ко Христу — к Свету, живут в Боге, одна у них забота — верность Христу сохранить, а другие отвергли Свет, живут по своей волюшке, отрицая Бога и Христа, утопают в своеволии, оправдывая свое своеволие умничаньем и возводя природу на степень божества. Неудивительно посему, что и исход жизни у людей разный.