Православие и современность. Электронная библиотека

В чем же выразилось правильное пользование праведников земными благами, их уподобление Христу? В делах милосердия и в смирении. "Я алкал, вы дали Мне есть... Я был наг, вы одели Меня"... "Господи, когда же мы видели Тебя алчущим, или нагим странником... и послужили Тебе?" — вопрошают праведники. В этом вопросе и сказалось их смирение. А смирение это — выражение полноты любви к Богу и к человеку.

Не было этого у ставших по левую сторону Судии Праведного, названных козлищами. "Суд без милости, не творящему милости" (Иак. 2:13), говорит Апостол. Посемуто и сказано им: "Идите от Меня в огонь, уготованный диаволу и ангелам его". Обратим внимание на слова Спасителя: уготованный не вам, не человеку... но вы, люди, по вашему свободному изволению, с диаволом связали свои сердца и волю; ваши черствость и вражда, не сострадательное сердце и скупой нрав вскрывают в вас полноту греха, вы сами поставили себя вне Бога.

Итак, мои дорогие братья и сестры, любовь и человеколюбие, милость и сострадание, когда заканчиваем земное наше странствование, открывают перед нами то, "что приготовил Господь любящим Его" ... "чего глаз не видел, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку" (1 Кор. 2:9).

К следованию Христу зовет нас Евангелие о страшном суде. В следовании Христу, в уподоблении Христу раскрывается достоинство и величие человека. Аминь.

Страшный Суд

О последнем суде над человечеством говорит нам евангельское чтение. Ожидание Второго пришествия Христа, как Судии живых и мертвых, утверждается Символом Веры: "и паки грядущего судить живым и мертвым", — исповедуем мы. Вера в Суд Божий никогда, в жизни человечества, не подвергалась сомнению. Но вот некоторые, слыша слова о вечных мучениях нераскаявшихся грешников, соблазняются, говорят: милосердие Божие не допустит вечного отвержения. Верно, Господь и не хочет его. Вы слышали, Сам Господь говорит в нынешнем Евангелии, что от создания мира уготовано Царство. "Придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира", говорит Господь. Верно, не хочет Господь отвержения, но что поделать, когда многие сами Бога отвергли. Разный путь у людей, отсюда и исход разный. Одни стремятся ко Христу — к Свету, живут в Боге, одна у них забота — верность Христу сохранить, а другие отвергли Свет, живут по своей волюшке, отрицая Бога и Христа, утопают в своеволии, оправдывая свое своеволие умничаньем и возводя природу на степень божества. Неудивительно посему, что и исход жизни у людей разный.

Что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? — вопрошает святитель Феофан Затворник. Они слышат о Боге, знают и о Христе, и сами ставят себя за пределами милости Божией.

Мы знаем, говорит Феофан Затворник, что так называемые оккультные науки придумали множество рождений, как средство к очищению. Но ведь в грехах утонувший, впитавший зло в одном рождении м о ж е т явиться таким же и во многих других рождениях, и так — без конца. Ибо как есть прогресс в добре, так есть прогресс и во зле. Ведь, знаем мы с вами в истории, и да и в настоящее время, людей не только ожесточенных, но и упорствующих в крайней степени зла. Они знают о существовании Света, но решительно отвергают Его, служа настойчиво и упорно тьме. Такими же могут они остаться и вне земли, а там — и навсегда.

А вот когда придет кончина века, о которой повествует нынешнее евангельское чтение, куда же прикажете Господу девать по своей свободной воле во зле ожесточенных? — вопрошает тот же святитель Феофан. Вместе с теми, кто всю жизнь шел "тесными вратами", с теми, кто избрал путь самоограничения, кто трудился в земной жизни во имя Христа-Бога, трудился над умножением в себе и в окружающем мире Света? К тому же, не исправившиеся в земной жизни, убившие в себе дары Духа Святого, исправятся ли они в ином бытии?

Итак, не Бог является виновником ада и вечных мук, — в этом повинен сам человек, отвергший Бога и утопающий в своеволии. Не будь нераскаянных грешников, не будет и ада. Для того и сошел к нам на землю Сын Божий — Христос, чтобы не было грешников, чтобы их спасти. И по нынешний день все слышат слово Господне: "Я Свет миру, Я Путь, приводящий к познанию истины". Всех зовет Христос в лоно Божией любви, не хочет Он, чтобы кто-либо впал в муки вечные.

Все дело за нами, за человеком. Нам указан Путь, даны нам и средства к прохождению этого Пути. И нет у безумцев основания говорить о жестокости евангельских слов, когда слышат они слова: "и пойдут сии в муку вечную". "Благ и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив", Он дает нам время для размышления и очищения, продлевая дни нашей жизни. По любви к нам, Он очищает нас от греховности, проводя чрез испытания и физические страдания. Мы должны явить себя не слушателями только слова Божия, а усердными исполнителями Его воли о нас, достигая праведности в любви к Богу и в любви к ближнему, в чем да поможет нам Сам Господь, из уст Которого мы часто слышим: "Блажены слушающие слово Божие и исполняющие его". Аминь.

Страшный Суд