Православие и современность. Электронная библиотека

Что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? — вопрошает святитель Феофан Затворник. Они слышат о Боге, знают и о Христе, и сами ставят себя за пределами милости Божией.

Мы знаем, говорит Феофан Затворник, что так называемые оккультные науки придумали множество рождений, как средство к очищению. Но ведь в грехах утонувший, впитавший зло в одном рождении м о ж е т явиться таким же и во многих других рождениях, и так — без конца. Ибо как есть прогресс в добре, так есть прогресс и во зле. Ведь, знаем мы с вами в истории, и да и в настоящее время, людей не только ожесточенных, но и упорствующих в крайней степени зла. Они знают о существовании Света, но решительно отвергают Его, служа настойчиво и упорно тьме. Такими же могут они остаться и вне земли, а там — и навсегда.

А вот когда придет кончина века, о которой повествует нынешнее евангельское чтение, куда же прикажете Господу девать по своей свободной воле во зле ожесточенных? — вопрошает тот же святитель Феофан. Вместе с теми, кто всю жизнь шел "тесными вратами", с теми, кто избрал путь самоограничения, кто трудился в земной жизни во имя Христа-Бога, трудился над умножением в себе и в окружающем мире Света? К тому же, не исправившиеся в земной жизни, убившие в себе дары Духа Святого, исправятся ли они в ином бытии?

Итак, не Бог является виновником ада и вечных мук, — в этом повинен сам человек, отвергший Бога и утопающий в своеволии. Не будь нераскаянных грешников, не будет и ада. Для того и сошел к нам на землю Сын Божий — Христос, чтобы не было грешников, чтобы их спасти. И по нынешний день все слышат слово Господне: "Я Свет миру, Я Путь, приводящий к познанию истины". Всех зовет Христос в лоно Божией любви, не хочет Он, чтобы кто-либо впал в муки вечные.

Все дело за нами, за человеком. Нам указан Путь, даны нам и средства к прохождению этого Пути. И нет у безумцев основания говорить о жестокости евангельских слов, когда слышат они слова: "и пойдут сии в муку вечную". "Благ и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив", Он дает нам время для размышления и очищения, продлевая дни нашей жизни. По любви к нам, Он очищает нас от греховности, проводя чрез испытания и физические страдания. Мы должны явить себя не слушателями только слова Божия, а усердными исполнителями Его воли о нас, достигая праведности в любви к Богу и в любви к ближнему, в чем да поможет нам Сам Господь, из уст Которого мы часто слышим: "Блажены слушающие слово Божие и исполняющие его". Аминь.

Страшный Суд

Слово Божие — слово вечное. И на фоне окружающей нас действительности звучит слово Божие и как предупреждение, и как наставление, и как обличение.

В прошлые недели: о Закхее, о Мытаре и Фарисее и о Блудном Сыне, указал нам Господь, какие грехи являются проводниками зла в жизнь человека, в жизнь семьи, общества и народа. Этими грехами являются: гордыня, рождающая безжалостность, самодовольство и самонадеянность. Эти грехи являются яркими признаками измены Богу, помрачающими рассудок и опрокидывающими в человеке и в обществе духовные ценности.

Указав нам в притче о Блудном Сыне на безмерное Божие человеколюбие: объятия Отчие отверсты для всех отступников от благой воли Божией о человеке, сознавших ложность своего жизненного пути, — ныне св. Церковь говорит о кончине мира и о Страшном Суде. "Страшный Суд это не пугало, а действительность", о нем говорит нам Сам Сын Божий, Христос. И говоря нам об этих неизбежных событиях, Господь предупреждает нас: "Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим", "берегитесь лжепророков, которые придут к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные", и наставляет верных Своих — каким должен быть каждый из нас пред лицом грядущих событий. Каких событий? — спросите вы. Перед воцарением над народами мира Антихриста и перед Вторым пришествием Иисуса Христа, каковое исповедуем мы в Символе Веры: "Верую в Господа, паки грядущего судить живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца".

На короткое время — говорит Спаситель — будут допущены для борьбы с христианством, для борьбы с Христовой Церковью страшные гонения на веру. "Будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое", — говорит Господь; затем — воцарится Антихрист. И когда человек, оставив истинного Бога, отвергая Христа — Спасителя мира и поклонившись Антихристу, доведет мир до того, что зло на земле достигнет наивысшей степени, тогда с силой и многой славой сойдет с небес Сам Господь. Сойдет для суда.

Дорогие мои, мы давно являемся свидетелями этих событий и кто из зрячих и разумных может сомневаться в том, что стоим мы перед лицом воцаряющегося над народами Антихристом, приближаясь ко дню Страшного Суда? Уже наступили грозные дни испытания наших веры и совести. "Хищные волки", о которых говорит Спаситель, уже действуют в мире, они "прельщают народы вкрадчивыми словами" (ап. Павел); они "прельщают неутвержденные души... обещая им свободу, сами будучи рабами тления" (ап. Петр).

Кто же эти прельстители, предвестники идущего над народами воцариться Антихриста? Это — иудаизм с его прихвостнями во всех народах, скрывающимися в разных тайных обществах, это марксизм, социализм, в нынешнем облике коммунизм, и все прочие измы, имеющие в основе своего учения элементы марксова интернационала, а также многие секты, именующие себя последователями Христа.

Эти секты развивают бешеную пропаганду среди христиан, завлекая их в свои сети. Вот, к примеру, секта "Адвентистов 7-го дня". Их учение во многом совпадает с учением еврейских раввинов. Они говорят, что с 1844 года уже начался суд. Какой суд? "Суд исследования", в нем — говорят адвентисты — Христос лично присутствует. Чтобы произвести этот "суд исследования", учат они, потребуется от 70 до 100 лет и, по окончании "суда исследования", явится во славе Господь. 1844 год, по учению адвентистов, является "началом великого движения". Какого движения? — спрашиваем мы. На этот вопрос отвечает нам история: это начало революционных движений в Европе. 1844 год, по учению адвентистов, является годом "провозглашения вести о Втором пришествии Христа", должное побудить всех избранных Божиих "выйти из Христианской Церкви, чтобы приготовиться к великому событию — пришествию Христову". Эти слова адвентистов звучат, как призыв к отречению от Христа — Сына Божия, как призыв к принятию Антихриста. Второе пришествие, говорят адвентисты, не будет началом суда и кончиной мира; Христос придет на землю для того, чтобы установить 1000-летнее царство "святых", а через 1000 лет придет Он на землю третий раз. Кто же эти "святые", участники 1000-летняго царства? Это — прежде всего, конечно, сыны Израиля, затем — вышедшие из Церкви, отрекшиеся от Христа бывшие христиане, все кто на протяжении веков боролся с христианством, кто возводит на Голгофу Церковь Христову.