Православие и современность. Электронная библиотека

Сегодня напоминает нам св. Церковь, в своих песнопениях, об изгнании Адама из рая, о потере человеком блаженства и радости. Св. Церковь предупреждает нас о страшной силе греха и зовет нас, стоящих у отверзающихся врат св. Четыредесятницы, сделать над собою усилие и вырваться из водоворота повседневной суеты.

Мы часто успокаиваем себя тем, что многомилостив Господь, что, как простил Он блудного сына, как принял мытаря и простил разбойника на кресте, так и к нам будет милостив. Но, мои дорогие, мы забываем о том, что у всех их была не только крепкая вера, у них было еще и глубокое раскаяние и всецелая обращенность ко Христу. Скажите, а есть ли это у каждого из нас?

Недели Великого Поста — это время воздержания от всего, что приземляет человека, что умаляет его достоинство; это дни усиленной духовной жизни. И каждому из нас, в дни Великого Поста, следует глубже в себя заглянуть, подумать о том, чем живем мы, какие семена сеем мы, нашими рассуждениями и примером нашей жизни, сеем в кругу семьи, в окружающей нас среде, и приготовиться к встрече с Господом. В этом труде над собою и даны нам в помощь дни Великого Поста.

Вступая во врата св. Четыредесятницы, мы слышим из уст ап. Павла: "братья, разве вы не знаете, что тела ваши суть храм Божий и Дух Божий живет в вас!" Есть короткая притча о человеке, очень любившем драгоценное благовонное миро. Но вот вздумалось ему в сосуд благоухающего мира бросить мусор зловонный. Этим привел он в непригодность миро драгоценное. Что же скажете вы, дорогие братья и сестры, об этом человеке? Каждый из нас скажет о нем: это жалкий человек, он глуп, он ненормальный... А ведь эта краткая притча и к нам с вами относится, ибо мы с вами поступаем точно так же, как поступил тот жалкий человек. Ведь мы с вами к нашим добрым делам, к добродетелям, примешиваем наши недружелюбие, обидчивость, гнев, раздражительность, тщеславие, — и этим в негодность приводим наши добрые дела, наши добрые порывы. Мы их умерщвляем.

"Постное время светло начнем", — взывает к нашему сознанию Христова Церковь. А в слышанном нами сегодня евангелии Господь указывает, что нужно, — для того, чтобы светло пройти нам поприще Великого Поста. Прощение — это обязательное условие новой жизни во Христе, это начальная ступень духовного делания над собой. "Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный", — говорит Господь. "Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся твои грехи", — читаем мы в св. Писании (Сир. 28:25).

Готовы ли вы, дорогие, вступая в поприще Великого Поста, простить ближним вашим вам нанесенные обиды? "Постясь", — говорит Господь, — "главу твою помажь и лице твое умой". Что это значит? По толкованию св. Отцов, глава тела — это ум, лицо — это мысли и чувства. Если хочешь, чтобы пост твой был богоугодным и успешным, сделай ум твой милостивым, а мысли и чувства отмой от всего нечистого и дурного, — говорит нам Господь. Все здесь просто и понятно.

Итак, дорогие братья и сестры, приложим с вами усилия к доброму и светлому каждый в самом себе. Не забывайте о том, что усилие к добру каждого из нас является нашим участием в общей борьбе со злом, в общей борьбе за Христа в этом мире. Аминь.

Прощеное воскресенье

В прошлое воскресенье, в повествовании о Страшном Суде, говорил нам Господь о том, что мы будем судимы по тому милосердию, которое мы, может быть, и неосознанно, проявляем к Самому Христу. "Я был голоден, и вы накормили Меня... Я был болен и в темнице, и вы посетили Меня".

Сегодня же, когда Церковь Христова взывает: "постное время начнем светло", Спаситель поучает нас о посте и об отношении к согрешающим против нас.

"Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры". Пост — это не жертва, а выражение в подвиге нашей любви к Богу, выражение нашей устремленности к праведности. Всякая неискренность, являющаяся отблеском механической обрядности, претит сердцу Христову. Посему-то и предупреждает Господь постящихся, что соблюдение поста сопряжено с опасностью формализма, гордыни и тщеславия. "Не будьте унылы, как лицемеры", — говорит Господь. Мы соблюдаем пост не в силу традиции, не в силу обычая, а в силу сознания нашей измены Богу; постимся, движимые желанием внутренней чистоты, желанием быть храмом Духа Божия.

"Когда постишься, помажь главу твою елеем, и лице твое умой", — поучает нас Господь. Что это означает? А вот что: сделай ум твой милостивым, чувства и мысли от грязи отмой. Елей является символом благословения Божия, символом милости; елей — это символ любви и дружбы, радующих и услаждающих жизнь, от них у человека "блистает лице" (Пс. 103:15). Чтобы пост был угодным Богу и принес нам пользу, он должен заключать в себе искание подлинной праведности и должен сочетаться с любовью к ближним. Истинный пост не отделим от милостыни и молитвы. Еще устами пророка Осии возгласил Господь: "Милости хочу, а не жертвы". Потому и говорит нам ныне Спаситель о прощении обид.

"Люби ближнего и ненавидь врага твоего", — возглашала, извратившая Закон Моисеев, раввинская праведность. Величественное постановление Закона Моисеева — "Люби ближнего, как самого себя", — с вторжением в него толкований раввинов, потеряло всякий смысл в приложении к человечеству, ибо под ближним своим иудеи разумели только еврея и прозелита. Ревнуя о соблюдении Закона и похваляясь своей внешней праведностью, ветхозаветные книжники и фарисеи в сущности извратили весь внутренний смысл Закона и, при строгом соблюдении обрядности, попирали всякую праведность, заключающуюся в возвышенных началах Закона Моисеева. "А Я вам говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас", — возгласил Христос. Мессия-Христос вывел Закон Моисеев из его национальной исключительности и возвел на степень общечеловеческого, провозгласив всех людей пред Богом равными между собой, как детей Единого Отца Небесного.