Православие и современность. Электронная библиотека

Прощеное воскресенье

В прошлое воскресенье, в повествовании о Страшном Суде, говорил нам Господь о том, что мы будем судимы по тому милосердию, которое мы, может быть, и неосознанно, проявляем к Самому Христу. "Я был голоден, и вы накормили Меня... Я был болен и в темнице, и вы посетили Меня".

Сегодня же, когда Церковь Христова взывает: "постное время начнем светло", Спаситель поучает нас о посте и об отношении к согрешающим против нас.

"Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры". Пост — это не жертва, а выражение в подвиге нашей любви к Богу, выражение нашей устремленности к праведности. Всякая неискренность, являющаяся отблеском механической обрядности, претит сердцу Христову. Посему-то и предупреждает Господь постящихся, что соблюдение поста сопряжено с опасностью формализма, гордыни и тщеславия. "Не будьте унылы, как лицемеры", — говорит Господь. Мы соблюдаем пост не в силу традиции, не в силу обычая, а в силу сознания нашей измены Богу; постимся, движимые желанием внутренней чистоты, желанием быть храмом Духа Божия.

"Когда постишься, помажь главу твою елеем, и лице твое умой", — поучает нас Господь. Что это означает? А вот что: сделай ум твой милостивым, чувства и мысли от грязи отмой. Елей является символом благословения Божия, символом милости; елей — это символ любви и дружбы, радующих и услаждающих жизнь, от них у человека "блистает лице" (Пс. 103:15). Чтобы пост был угодным Богу и принес нам пользу, он должен заключать в себе искание подлинной праведности и должен сочетаться с любовью к ближним. Истинный пост не отделим от милостыни и молитвы. Еще устами пророка Осии возгласил Господь: "Милости хочу, а не жертвы". Потому и говорит нам ныне Спаситель о прощении обид.

"Люби ближнего и ненавидь врага твоего", — возглашала, извратившая Закон Моисеев, раввинская праведность. Величественное постановление Закона Моисеева — "Люби ближнего, как самого себя", — с вторжением в него толкований раввинов, потеряло всякий смысл в приложении к человечеству, ибо под ближним своим иудеи разумели только еврея и прозелита. Ревнуя о соблюдении Закона и похваляясь своей внешней праведностью, ветхозаветные книжники и фарисеи в сущности извратили весь внутренний смысл Закона и, при строгом соблюдении обрядности, попирали всякую праведность, заключающуюся в возвышенных началах Закона Моисеева. "А Я вам говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас", — возгласил Христос. Мессия-Христос вывел Закон Моисеев из его национальной исключительности и возвел на степень общечеловеческого, провозгласив всех людей пред Богом равными между собой, как детей Единого Отца Небесного.

"Милости хочу, а не жертвы". Это чувство должно быть постоянным спутником христианина. Это чувство должно сближать христианина, как Самарянина милосердного, с каждым человеком, впавшим в беду, с которым встречаемся мы на своем пути. Это чувство должно исполнять жалостью сердце наше к тем, кто наносит нам обиды.

Почему царит среди людей, даже единоверцев, отчужденность, граничащая с неприязнью? Не потому ли что мы разделяем себя на ближних и врагов, в лучшем случае — нам неприятных, и к первым относимся со вниманием и с чувством любви и снисхождения, а ко вторым — с безразличием, а часто с неприязнью и даже с долей ненависти? Такое разделение от лукавого, и такое отношение ко вторым — неестественно и гибельно, как для них, так и для нас, к ним с безразличием и неприязнью относящихся. Христианин должен любить и быть сострадательным. "Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Ефес. 4:32). Христианин не должен "затворять сердце свое" от брата, находящагося в нужде, ибо любовь Божия пребывает только в тех, кто проявляет милосердие (1 Иоан. 3:17).

С этими наставлениями от Спасителя нашего и вступаем в отверзающияся двери Великаго Поста. Аминь.

О причащении

В то время как св. Василий Великий говорит: "Хорошо и полезно каждый день причащаться и принимать св. Тайны... впрочем, мы причащаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу", а церковные правила говорят о необходимости причащения в каждом посту, т.е. не менее четырех раз в году, в России Православной укоренился обычай обязательного причащения верующих один раз в год. Ему, правда, предшествовало недельное посещение всех служб с усиленным постом и молитвой.

Чем объяснить этот, на Святой Руси укоренившийся, обычай? Возможно, что исходит он из сознания величия таинства Тела и Крови Христовых, из боязни допустить уничижение его и из боязни недостойного причащения. "Кто вкушает Хлеб и пьет Чашу Господа недостойно, тот будет виновен и пьет осуждение, если не различает Тела" (1 Кор. 11:27-29).