Православие и современность. Электронная библиотека

"Милости хочу, а не жертвы". Это чувство должно быть постоянным спутником христианина. Это чувство должно сближать христианина, как Самарянина милосердного, с каждым человеком, впавшим в беду, с которым встречаемся мы на своем пути. Это чувство должно исполнять жалостью сердце наше к тем, кто наносит нам обиды.

Почему царит среди людей, даже единоверцев, отчужденность, граничащая с неприязнью? Не потому ли что мы разделяем себя на ближних и врагов, в лучшем случае — нам неприятных, и к первым относимся со вниманием и с чувством любви и снисхождения, а ко вторым — с безразличием, а часто с неприязнью и даже с долей ненависти? Такое разделение от лукавого, и такое отношение ко вторым — неестественно и гибельно, как для них, так и для нас, к ним с безразличием и неприязнью относящихся. Христианин должен любить и быть сострадательным. "Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Ефес. 4:32). Христианин не должен "затворять сердце свое" от брата, находящагося в нужде, ибо любовь Божия пребывает только в тех, кто проявляет милосердие (1 Иоан. 3:17).

С этими наставлениями от Спасителя нашего и вступаем в отверзающияся двери Великаго Поста. Аминь.

О причащении

В то время как св. Василий Великий говорит: "Хорошо и полезно каждый день причащаться и принимать св. Тайны... впрочем, мы причащаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу", а церковные правила говорят о необходимости причащения в каждом посту, т.е. не менее четырех раз в году, в России Православной укоренился обычай обязательного причащения верующих один раз в год. Ему, правда, предшествовало недельное посещение всех служб с усиленным постом и молитвой.

Чем объяснить этот, на Святой Руси укоренившийся, обычай? Возможно, что исходит он из сознания величия таинства Тела и Крови Христовых, из боязни допустить уничижение его и из боязни недостойного причащения. "Кто вкушает Хлеб и пьет Чашу Господа недостойно, тот будет виновен и пьет осуждение, если не различает Тела" (1 Кор. 11:27-29).

Не потому ли многие говорят, слыша призыв к частому причащению: "Я не готов... я недостоин"? Братья дорогие, часто это слова лукавой совести. "Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками", — говорит преп. Кассиан Римлянин.

В чем же выражается достоинство приступающего к св. Чаше? Достоинство приступающих к св. Причастию заключается в соответствии их поведения с их верой, со званием христианина, с христианским мировоззрением. В идеале, чтобы быть достойными Христа, христианин должен стремиться к совершенству — "будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен". Но ведь слово Божие говорит — "несть человек иже жив будет и не согрешит", — кто же может быть достойным причастником "страшных Тайн Божиих"?

Удостоиться приобщения Телу Христову и Крови Его мы можем только в силу Его к нам любви и Его к нам снисходительности, но никак не в силу наших достоинств. Готовишься приступить к Чаше Господней? Смотри, не будь подобен фарисею, походи на мытаря, знай, что сознание человеком своего недостоинства делает его достойным причащения, делает его и нуждающимся в Причастии.

Слово Божие говорит, что Христос для того и пришел в мир, чтобы грешников спасти (1 Тим. 1:15) и за них пролил Кровь Свою (Матф. 16:28). И христианин должен приступать ко св. Чаше "со страхом Божиим", и не только с покаянной молитвой о своих грехах, не только с чувством своего недостоинства, но и с верой, что Господь пришел в мир "грешные спасти", и с сознанием что вкушает он Христово Тело. Ведь, в таинстве Причащения верующий соединяется со Христом для жизни во Христе; в этом таинстве — для христианина — источник жизни духовной, источник сил и радости. Посему стремление к принятию св. Таин это — естественное состояние для христианина и является это стремление мерой его духовной настроенности.

Вот почему церковные правила не только не возбраняют частого причащения, а наоборот — располагают к нему; конечно, при соответственной настроенности. Эта же настроенность должна быть постоянным спутником жизни христианина, верующего, Христа любящего и к Нему стремящегося. Аминь.

2. Великий пост