Православие и современность. Электронная библиотека

Не потому ли многие говорят, слыша призыв к частому причащению: "Я не готов... я недостоин"? Братья дорогие, часто это слова лукавой совести. "Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками", — говорит преп. Кассиан Римлянин.

В чем же выражается достоинство приступающего к св. Чаше? Достоинство приступающих к св. Причастию заключается в соответствии их поведения с их верой, со званием христианина, с христианским мировоззрением. В идеале, чтобы быть достойными Христа, христианин должен стремиться к совершенству — "будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен". Но ведь слово Божие говорит — "несть человек иже жив будет и не согрешит", — кто же может быть достойным причастником "страшных Тайн Божиих"?

Удостоиться приобщения Телу Христову и Крови Его мы можем только в силу Его к нам любви и Его к нам снисходительности, но никак не в силу наших достоинств. Готовишься приступить к Чаше Господней? Смотри, не будь подобен фарисею, походи на мытаря, знай, что сознание человеком своего недостоинства делает его достойным причащения, делает его и нуждающимся в Причастии.

Слово Божие говорит, что Христос для того и пришел в мир, чтобы грешников спасти (1 Тим. 1:15) и за них пролил Кровь Свою (Матф. 16:28). И христианин должен приступать ко св. Чаше "со страхом Божиим", и не только с покаянной молитвой о своих грехах, не только с чувством своего недостоинства, но и с верой, что Господь пришел в мир "грешные спасти", и с сознанием что вкушает он Христово Тело. Ведь, в таинстве Причащения верующий соединяется со Христом для жизни во Христе; в этом таинстве — для христианина — источник жизни духовной, источник сил и радости. Посему стремление к принятию св. Таин это — естественное состояние для христианина и является это стремление мерой его духовной настроенности.

Вот почему церковные правила не только не возбраняют частого причащения, а наоборот — располагают к нему; конечно, при соответственной настроенности. Эта же настроенность должна быть постоянным спутником жизни христианина, верующего, Христа любящего и к Нему стремящегося. Аминь.

2. Великий пост

Неделя 1-я поста: Торжество православия

(Иоан. 1:45 и д.).

Православные христиане отмечают сегодня Торжество Православия. Но православны-ли мы с вами, дорогие братья и сестры? Что значит "православный"? Слово "православный" значит — православно мыслящий, верующий в Бога и верующий Богу. Может ли каждый из нас сказать о себе — "Я верую в Бога" и "Верую Богу"? Эти два понятия, как справедливо замечает св. Григорий Палама, не являются тождественными. "Я верую в Бога" означает: я верующий, я признаю бытие Божие и православно о Нем мыслю; а "Я верую Богу" означает: все Божия обетования по отношению к нам я считаю истинными и незыблемыми. Быть православным и означает, иметь и первое и второе.

Быть православным означает еще и быть оправданным, т.е. иметь твое Православие оправдывающую веру. В Ветхом Завете, в лице Авраама, дан нам яркий пример православного человека, человека оправданного. О нем ап. Павел говорит: "поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в правду" (Рим. 4:3).

В чем же выразилась вера Авраама, что он был оправдан? Мы знаем, что Авраам принял от Бога обещание, что в его семени, в его сыне Исааке, благословятся в с е племена Израиля; и тут же велит Бог Аврааму принести Исаака, бывшего в детском возрасте, в жертву! Как же это понять? — Через Исаака должно исполниться обещание и тут же: принеси его в жертву! Что бы вы, православные, подумали, что бы подсказали вам ваши ум и сердце и что бы сказали вы — в данном случае? Но вот Авраам, Богу верующий, нисколько не возражая, готов был своими руками заклать своего ребенка, не поколебавшись в то же время в вере, что чрез него, чрез Исаака имеющее сбыться обетование остается истинным и незыблемым.

Какой яркий пример оправдывающей веры! "Мои мысли не ваши мысли" и "пути Мои, не ваши пути", — говорит Господь. И еще: "Скорее небо и земля прейдут, нежели из закона пропадет черта одна".

Авраам, он был воистину православным, он правильно мыслил о Боге и верил Ему. То же следует сказать и о новозаветных угодниках Божиих: об апостолах, святителях, мучениках, о великом сонме подвижников.