Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя православия

Братья и сестры, непобедимая сила Христова, сила Православия в любви. "Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного послал" на землю. К нам сошедший Мессия Христос, сокрушивши "отца лжи", проложил человеку путь к обновлению человечества. Он сокрушил "человекоубийцу искони" Крестом, и всех, кто желает освободиться от власти диавола — говорит архиеп. Иоанн Шанхайский Господь объединил в одну Семью, в одну Дружину воинов Христовых — по вселенной рассеянных создав для них Крепость — Церковь Свою. Сам Христос стоит во главе этой Крепости, Сам Он невидимо возглавляет всемирную Дружину воинов Своих, поставляя над ними начальников, увенчивая победителей венцами нетления. На твердом, непоколебимом Камне Веры основал Христос эту Крепость духовную, оградил Ее Своими законами и уставами, дал указания для битвы, вручил Своему воинству оружия — из коих главное: любовь, всех со Христом во едино существо связующая.

Жизнь мира — это непрестанное состояние войны. Во все века идет напряженная борьба и эта борьба будет продолжаться, пока не появится на облаках Христос-Победитель, и не поразит обольстителя и всех обольстившихся им. Окончательно победит в этой борьбе Церковь Христова. Не раз силы сатанинские обрушивались грозно на Церковь и, казалось, вот-вот низринут Ее, но силою Божией вновь из пепла поднималась эта Твердыня Божия и снова торжествовала свою победу.

Подвергалась Церковь Христова ужасным гонениям в первые три столетия, подвергается — во всем мире — и сейчас. "Если бы у меня были сотни уст и железная грудь", — пишет современник гонений первых веков, — "то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, которые претерпевали верующие". К концу 3го века были запрещены богослужебные собрания верующих, был издан приказ: отнимать у христиан и сжигать все списки св. Писания, было приказано всех лиц духовного звания заключать в тюрьмы, как политических преступников, было приказано всех, кто обнаружен в принадлежности к христианству, заключать в тюрьмы, требовать от них принесены жертв идолам, в случае же отказа — подвергать жестоким пыткам, и был определен срок для полного уничтожены христианства.

В 20м веке мы своими глазами видим, как некогда бывшее повторяется в более широких масштабах и с большей жестокостью и продуманностью. Кто вдохновители сего? Те же, что и в первых веках — это сатанисты всех мастей. Нас не оставит уверенность в том, что и ныне Божия Твердыня снова восторжествует свою победу, ибо любовь Божия непобедима.

Сегодня, в "Неделю Православия" Церковь прославляет тех, кто увенчан на поле брани славою, и оглашает имена изменников, предателей Истины, обращаясь к нам: "остерегайтесь их; они были среди нас, но они ушли от нас, и ныне они не Христовы". Мы молимся, чтобы отпавшие вернулись к вере истинной, ко Христу в Церковь Его. И верим, что те, кто ушел "на страну далече" по неразумению или заблуждению, кто не ожесточил окончательно сердце свое, вернутся в покинутую Крепость Христову.

Зовет нас ныне Христос; зовет к подражанию подвижникам, увенчанным венцами славы. "Стяжи внутрь мир Свыше, в себя войди, укрепи Царство Божие внутри себя" — в этом задача христианина, братия, в современной обстановке, — в этом та сила Христовых воинов, о которую разбиваются все вражие на нас нападения. Аминь.

Неделя православия

Торжество Православия! Не странно ли звучат в наше время эти слова? Многие говорят: где это торжество, когда, с одной стороны Православие ныне в рубищах, с другой стороны — сколько в Церкви нечистого, искаженного, неправильного. Православие, Церковь — гонимы, а вы говорите о торжестве Православия!

Да, верно, Православие облечено ныне в нищенския рубища, но эти рубища не умаляют его величия и значения в жизни мира, как не умалили рубища величия и значения Богочеловека, Господа Иисуса Христа. Верно и то, что в церковной ограде не мало греха, — не в Церкви, а в ограде церковной, но ведь все нечистое и греховное в церковной ограде не есть Церковь. "Всякий грех в Церкви есть грех не Церкви, а грех против Церкви", и он не умаляет святыню Церкви, как не умалило святыню Таинства и присутствие Иуды на Тайной Вечери.

Возражая против Торжества Православия, указывают еще и на массовый отход от христианства в наше время. Что ж, одни уходят, другие приходят ко Христу. Дело не в количестве уходящих, а в качестве от Христа уходящих и в качестве приходящих к Нему, в Церковь Его. Однако, что представляет собою этот отход от христианства в наши дни? В нем нет ничего нового, это лишь воскрешение бывшего, это — возврат к Будде или Демокриту, к Платону или Конфуцию, возврат к индивидуализму, а также древняя, в новых формах, попытка смешать христианство с язычеством во "Всемирном Союзе Церквей".

Да, многие отвергли Благую Весть о Слове, ставшем Плотию, распятом и воскресшем. Многие изменили Ему и вернулись на путь, который, в разных формах, был уже пройден человечеством. Ушли от Благой Вести и, в своем походе против Христа, очутились перед пустотой бездны. Философия позитивизма, гуманизма и материализма, мнившие удалить Христа из жизни человечества, "поставили человека перед лицом равнодушной вселенной с ее слепым случаем", поставили человека перед бессмыслицей бытия.

Но жизнь не терпит пустоты. И, почуяв пустоту, заметался человек в протесте против нее, и против фальши и неправды жизни. Не является ли выражением этого протеста безобразный, часто пещерный, облик окружающих нас толп грязной и волосатой молодежи? Не кроется ли в их растерянности для многих из них неосознанное тяготение к Смыслу, к разумному Началу в Жизни? В этой растерянности раскрывается душевная трагедия человека. И на этом фоне продолжает звучать Благая Весть о Любви Божией к человеку, Распятой и Воскресшей; Весть о Том, Кто Своей жизнью указал человечеству Путь, приводящий к познанию Истины и приводящий к исконной Правде Жизни. Звучит Весть о Том, Который всегда будет Светом мира. "Аз есть Путь и Истина и Жизнь... Аз есть Свет миру". И, подобно Юлиану Отступнику, возгласившему некогда: "Ты победил меня, Галилеянин", и современный сборный "Юлиан Отступник", во всем мире ведущий борьбу со Христом, вынужден будет так же возгласить: "Ты победил меня!" и поклониться Христу.