Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя православия

Торжество Православия! Не странно ли звучат в наше время эти слова? Многие говорят: где это торжество, когда, с одной стороны Православие ныне в рубищах, с другой стороны — сколько в Церкви нечистого, искаженного, неправильного. Православие, Церковь — гонимы, а вы говорите о торжестве Православия!

Да, верно, Православие облечено ныне в нищенския рубища, но эти рубища не умаляют его величия и значения в жизни мира, как не умалили рубища величия и значения Богочеловека, Господа Иисуса Христа. Верно и то, что в церковной ограде не мало греха, — не в Церкви, а в ограде церковной, но ведь все нечистое и греховное в церковной ограде не есть Церковь. "Всякий грех в Церкви есть грех не Церкви, а грех против Церкви", и он не умаляет святыню Церкви, как не умалило святыню Таинства и присутствие Иуды на Тайной Вечери.

Возражая против Торжества Православия, указывают еще и на массовый отход от христианства в наше время. Что ж, одни уходят, другие приходят ко Христу. Дело не в количестве уходящих, а в качестве от Христа уходящих и в качестве приходящих к Нему, в Церковь Его. Однако, что представляет собою этот отход от христианства в наши дни? В нем нет ничего нового, это лишь воскрешение бывшего, это — возврат к Будде или Демокриту, к Платону или Конфуцию, возврат к индивидуализму, а также древняя, в новых формах, попытка смешать христианство с язычеством во "Всемирном Союзе Церквей".

Да, многие отвергли Благую Весть о Слове, ставшем Плотию, распятом и воскресшем. Многие изменили Ему и вернулись на путь, который, в разных формах, был уже пройден человечеством. Ушли от Благой Вести и, в своем походе против Христа, очутились перед пустотой бездны. Философия позитивизма, гуманизма и материализма, мнившие удалить Христа из жизни человечества, "поставили человека перед лицом равнодушной вселенной с ее слепым случаем", поставили человека перед бессмыслицей бытия.

Но жизнь не терпит пустоты. И, почуяв пустоту, заметался человек в протесте против нее, и против фальши и неправды жизни. Не является ли выражением этого протеста безобразный, часто пещерный, облик окружающих нас толп грязной и волосатой молодежи? Не кроется ли в их растерянности для многих из них неосознанное тяготение к Смыслу, к разумному Началу в Жизни? В этой растерянности раскрывается душевная трагедия человека. И на этом фоне продолжает звучать Благая Весть о Любви Божией к человеку, Распятой и Воскресшей; Весть о Том, Кто Своей жизнью указал человечеству Путь, приводящий к познанию Истины и приводящий к исконной Правде Жизни. Звучит Весть о Том, Который всегда будет Светом мира. "Аз есть Путь и Истина и Жизнь... Аз есть Свет миру". И, подобно Юлиану Отступнику, возгласившему некогда: "Ты победил меня, Галилеянин", и современный сборный "Юлиан Отступник", во всем мире ведущий борьбу со Христом, вынужден будет так же возгласить: "Ты победил меня!" и поклониться Христу.

Сила христианства, дорогие братья и сестры, сила Православия в непобедимой Личности Христа, Сына Божия и Сына Человеческого. Во Христе — поруганном, распятом и воскресшем — торжество Православия. И мятущаяся душа современного человека, если не обратился еще человек в навоз для будущих поколений, не может не прийти ко Христу. И утвердится человек в верности Ему. Его сердца коснется, прежде всего, Христово Благовестие о Любви. Любовь Христа к человеку это не любовь учителей гуманизма, мудрецов и философов; любовь Христа к человеку это не слова, не учение, — а жизнь. Он сходит с Небесной высоты — куда? — В низину грязной, серой человеческой повседневности. Его любовь к человеку — это не мечтательная, словесная любовь гуманистов и философов. Он видит человечество во всей его слабости, знает всю темную глубину человеческого сердца, и Он не просто видит нужду человека, Он на Себе несет тайные раны человеческой слабости. Его любовь не знает исключений. Перед началом последней Своей, на земном пути, пасхальной трапезы, Христос, Сын Божий, как слуга, склоняется на колени перед апостолами и моет им ноги.

Не может не пленить разумного и честного человека и беспредельная преданность Христа воле Отца Небесного. "Разве вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" — это первые слова, которые слышим мы из уст Его. Внутренняя, постоянная и неизменная связь с Отцом была источником, из которого проистекали и Его любовь к человеку, и Его победоносная борьба за волю Бога-Отца в этом мире.

И еще одна черта, так ярко отмечаемая всеми Евангелистами: Христос никогда не ищет Своего. И в этом он свободнейший из свободных.

Отмечая в первое воскресение Великого Поста Торжество Православия, мы слышим к нам обращенные слова Христа-Иисуса: "Не бойся, малое стадо... Я с вами во все дни, до скончания века". Аминь.

Неделя 2-я Великого поста

Сегодня 2-ое воскресенье Великого Поста, посвященное памяти св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Особое внимание, в своих трудах, посвятил святитель Григорий новозаветному учению о человеке.