Православие и современность. Электронная библиотека

Сила христианства, дорогие братья и сестры, сила Православия в непобедимой Личности Христа, Сына Божия и Сына Человеческого. Во Христе — поруганном, распятом и воскресшем — торжество Православия. И мятущаяся душа современного человека, если не обратился еще человек в навоз для будущих поколений, не может не прийти ко Христу. И утвердится человек в верности Ему. Его сердца коснется, прежде всего, Христово Благовестие о Любви. Любовь Христа к человеку это не любовь учителей гуманизма, мудрецов и философов; любовь Христа к человеку это не слова, не учение, — а жизнь. Он сходит с Небесной высоты — куда? — В низину грязной, серой человеческой повседневности. Его любовь к человеку — это не мечтательная, словесная любовь гуманистов и философов. Он видит человечество во всей его слабости, знает всю темную глубину человеческого сердца, и Он не просто видит нужду человека, Он на Себе несет тайные раны человеческой слабости. Его любовь не знает исключений. Перед началом последней Своей, на земном пути, пасхальной трапезы, Христос, Сын Божий, как слуга, склоняется на колени перед апостолами и моет им ноги.

Не может не пленить разумного и честного человека и беспредельная преданность Христа воле Отца Небесного. "Разве вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" — это первые слова, которые слышим мы из уст Его. Внутренняя, постоянная и неизменная связь с Отцом была источником, из которого проистекали и Его любовь к человеку, и Его победоносная борьба за волю Бога-Отца в этом мире.

И еще одна черта, так ярко отмечаемая всеми Евангелистами: Христос никогда не ищет Своего. И в этом он свободнейший из свободных.

Отмечая в первое воскресение Великого Поста Торжество Православия, мы слышим к нам обращенные слова Христа-Иисуса: "Не бойся, малое стадо... Я с вами во все дни, до скончания века". Аминь.

Неделя 2-я Великого поста

Сегодня 2-ое воскресенье Великого Поста, посвященное памяти св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Особое внимание, в своих трудах, посвятил святитель Григорий новозаветному учению о человеке.

"Человек создан по образу и подобию Божию" и к нему обращены слова Христовы: "будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершен".

И надлежит нам с вами, вступающим в 3-ю седмицу Великого Поста, говорить о значении поста в благом и святом деле стремления к нашему духовному совершенству.

В "образе Божием" даны нам те духовные качества, те свойства и способности, которыми человек безмерно возвышается над всем живущим. В "подобии" даны силы к развитию этих качеств, свойств и способностей, роднящих нас с Богом. Дорогие мои, великим помощником в этом труде над собой, труде ведущем человека к духовному совершенству, является пост. Пост, это — день после ночи, это — свобода после рабства плоти, это — облегчение тягот нашего неразумия.

Мы вошли в отверстые двери Великого Поста. Вошли с желанием омыться, чтобы обрести душевный мир, обрести радость жизни, и чтобы вернуться к Господней заповеди о любви к Богу и ближнему. "Все мы любим жизнь, говорит батюшка Иоанн Кронштадтский, — хлопочем о счастливой жизни, а у самих жизнь тлеет в страстях... и тягостно на душе, пусто. Отчего? Да оттого, что не там, где надо, ищем жизнь". И еще говорит нам тот же Батюшка: "Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо человека — образ Божий — все-таки в нем остается".

Вошли мы в отверстые двери поста. Чего требует от нас пост? — Он требует раскаяния и исправления жизни. Что дает нам пост? — Он дает нам всепрощение от Отца Небесного, дает мир душевный и крепость духа. А что обещает нам пост? — Он обещает нам радость в этой жизни, даже при скорбях и тяжких испытаниях, и блаженство в вечных обителях Отца Небесного. "Да не смущается сердце ваше, в доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам", — сказал Христос ученикам Своим пред Голгофой.

На пост восстает лишь плоть: не хочется плотскому человеку оставить для плоти привольную жизнь, вот и поднимается жалоба на пост. А что такое пост? — Это воздержание и строгость к себе.

Пост дан нам, чтобы раскрыть, возбудить и развить в себе духовную жизнь. Пост помогает нам подняться над материей, над нашей чувственной природой. Пост открывает нам бездну нашей слабости без Бога и пробуждает в нас желание молитвы, развивает и чувство смиренной молитвы. Пост приводит нас также и к сознанию братства во Христе всех верующих, пробуждает в нас чувство ответственности пред Богом и пред всеми людьми, нашими во Христе братьями.