Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя 3-я Великого поста

"За кого вы меня почитаете", — спросил Мессия учеников Своих. — "Ты Христос, Сын Бога Живаго", — от лица всех апостолов ответил Петр. И "с того времени начал Иисус открывать Своим ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим, что там Он много пострадает от старейшин, от первосвященников и книжников, будет убит и в третий день воскреснет". Но ап. Петр, отозвав Его, начал прекословить Спасителю: "Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобой". Только что исповедавший Христа Сыном Божиим, ап. Петр все еще находился под влиянием фарисейских воззрений о Мессии, не мог он примирить старые национальные воззрения с мыслью о страданиях и смерти Спасителя. "Отойди от Меня, сатана, — сказал Петру Христос, — ты Мне соблазн, ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое". Просьба Петра, обращенная к Спасителю была как бы повторением того искушения, с которым когда-то приступил ко Христу в пустыне искуситель: Петр искушает Спасителя страхом предстоящих страданий, чем и уподобился несознательно сатане.

Обличив Петра, Христос подозвал народ с учениками и указал им высший идеал духовной жизни, указал при каком условии человек может следовать за Ним. "Кто хочет идти за Мной, отвергнись Себя, возьми крест свой и следуй за Мной", сказал Христос.

"Возьми крест", — что это значит? "Крест" говорит ап. Павел, "есть распятие плоти со страстями и похотями". Не подумайте, дорогие, что ап. Павел имеет здесь в виду только услаждения и плотские страсти. Он пишет коринфянам: "Поскольку у вас распри, вы еще плотские", живете по плоти. "Откуда у вас распри и вражды, — вопрошает ап. Иаков, — не от вожделений ли ваших, воюющих в плоти?" И стремящийся к первенству, и одержимый жаждой наживы, и одержимый гордостью и тщеславием, и напоказ совершающий добродетели — все это люди плотские, ходящие по плоти. Итак, "распять плоть со страстями и похотями" означает: живи, и внутренне и внешне, по Богу — будь бездействен на все, что неугодно Богу.

Крест Христов — это свидетель любви Божией к человеку. Крест Христов есть и упразднение греха.

"Кто хочет идти за Мной — говорит Христос, — прежде всего "отвергнись себя", и лишь тогда будешь в силах "взять крест свой и следовать за Мной".

Следовать Христу означает — жить по Евангелию, проявляя всякую добродетель и благочестие, и прежде всего добродетель любви к Богу и к человеку. Желающий следовать Христу должен отвергнуть себя: изгнать из своего характера и привычек, из мысли и чувства, все, что удаляет тебя от Христа и уже должен не щадить себя, а если призовет время, должен быть готовым и на смерть ради истины Христова учения.

К работе над собой зовет и обязывает нас Крест Христов. Мы знаем по опыту, как трудна бывает работа над самим собой. И знаем, что без этого упорного труда над собой человек всегда будет "медью звенящей", его жизнь будет протекать вне Христа, и останется он человеком плотским, возможно — обрамленным узором церковной традиции. К такому христианину обращено ныне слово Спасителя: "отойди от Меня, лукавнующий ум, ты Мне соблазн, ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое". Аминь.

Неделя 4-я Великого поста

Дорогие, сегодня, в 4-ое воскресенье Великого Поста, св. Церковь вспоминает преп. Иоанна Лествичника, на 16-м году взошедшем для подвига на Синайскую гору. О нем говорят его современники, что на 16-м году жизни своей Иоанн был "тысячелетен совершенством разума". В день его памяти оглашаются в Евангельском чтении Заповеди Блаженства. Словами св. Отцов Церкви скажу вам об этом благодатном Евангельском Законе, который возвестил Господь на горе Галилейской.

"Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить", — говорит Господь. Сравнивая Закон Моисея с Евангельским Законом, мы обнаруживаем между ними существенную разницу. Помните, Библия повествует о том, как суровый Закон Моисея был провозглашен среди громов и молний, грозно раздававшимся трубным гласом. — А вот благодатный Евангельский Закон возвещен миру среди весеннего дня при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склоне горы, покрытой зеленью и цветами. Там, в Ветхом Завете, — густые грозные тучи закрывали вершину Синая и глас Невидимого Бога поражал ужасом сынов Израилевых. — Здесь же сладостно для сердца возвещались глаголы Жизни вечной из пречистых уст кроткого и смиренного сердцем Господа Иисуса. Там — в Ветхом Завете — под страхом смерти никто не смел подойти к горе ближе намеченной черты, — а здесь народ тесною толпою окружал Христа, стараясь как можно ближе подойти и хотя бы прикоснуться к одежде любвеобильного Законодавца, источавшего мир и всеисцеляющую силу. В Ветхом Завете Небесный Учитель не стесняет свободы приходящих к Нему суровым повелением, не устрашает угрозами, Он только указывает то, чего все ищут, к чему стремится каждый человек; Он говорит о счастье, о блаженстве, и указывает путь к этому блаженству. Он не приказывает, а лишь, как любящий Отец, побуждает к исполнению их Своим тихим любящим словом: блаженны — счастливы, — говорит Христос, — кто имеет мир в совести, доброту и радость в сердце и уверенность в будущей жизни блаженной.

На Синае данный Закон был законом суровой судебной правды. Евангельский Закон это — Закон Любви; в нем соединились истина, правда Ветхого Завета, с Новозаветной милостью. В Евангельском Законе, как говорит Давид псалмопевец: "Правда и мир облобызались". Более того, если Ветхий Закон говорит: "не делай зла", Новый Закон говорит: "и не думай о зле, о нем и мысли к сердцу не допускай". Новый Закон, таким образом, из сердца исторгает самые корни зла.

Евангельский Закон дан нам в Нагорной Проповеди и начинается он словами: "Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царствие Небесное. Не те блаженны, которые бедны материально, — эта бедность может быть и от лени и от праздности, — не те блаженны, которые смиряют себя лицемерно или поневоле перед людьми, а те блаженны, кто считает себя хуже других, кто видит свои недостатки, сознает немощность своих сил, не превозносится своим умом, кто прибегает к Богу за благодатной помощью, "как нищие просят милостыни у богатых".