Православие и современность. Электронная библиотека

Два события, воскрешение четверодневного мертвеца — Лазаря и вход Господа в Иерусалим, неотделимы одно от другого в отношении личности Иисуса Христа. В воскрешении Лазаря Христос раскрыл Свое Божественное всемогущество, и пели мы в с вами песнь смерти Победителю, сегодня же, вместе с верными Богу жителями Иерусалима и всей вселенной, восклицаем: "Осанна в вышних" Спасителю мира — Мессии.

После воскрешения Лазаря, когда многие из знатных иудеев уверовали в Него, Спасителю невозможно было оставаться в Иудее — "еще не настал час Его". Он на время удалился в г. Ефраим и там, окруженный только Своими учениками, подготовлял их к великому труду на зреющей жатве мира.

Но вот приближался праздник Пасхи, тот праздник, когда вместе с узаконенными на этот праздник агнцами, должен был заклаcться и Агнец, вземлющий на Себя грехи мира. К этому празднику направил Свои стопы в Иерусалим и Спаситель.

В пути Он, в третий раз, беседует с учениками, с более ясными подробностями о том, что он будет предан первосвященникам и книжникам, что осудят Его на смерть и предадут язычникам; что язычники поругаются над Ним, будут бить Его и Он будет распят, но на третий день воскреснет.

По пути в Иерусалим Христос остановился в любимом селении, в Вифании, где Его с любовью ожидало благочестивое семейство, из мертвых восставший Лазарь с сестрами. За трапезой происходит беседа и эта беседа приводит к признанию Христа Мессией еще нескольких знатных иудеев, которые пришли лично убедиться в совершенном над Лазарем чуде. Во время этой беседы Мария, исполненная благодарности за своего брата, живого свидетеля мессианского всемогущества Христа, почувствовала непреодолимую потребность выразить Христу свою благодарность, свою любовь и благоговение пред Ним. Встав, она взяла вазу, наполненную индийским драгоценным миром, и, тихо подойдя сзади к Спасителю, разбила вазу и полила драгоценное благоухающее миро на главу и ноги Его, вытирая Его ноги локонами своих распущенных волос. На выраженное Иудой негодование, Спаситель ответил: "Оставьте ее, она сделала доброе дело... она сберегла это миро на день Моего погребения".

Слух о том, что в Вифании Христос обратил к вере в Себя еще несколько знатных иудеев, быстро дошел до Синедриона. Злоба врагов возрастала. А Спаситель, зная, что приближается час Его крестных страданий, доселе говоривший о Себе, как об обетованном Мессии, только частным образом, ныне Своим торжественным входом в Иерусалим, открыто заявляет, что Он истинный Мессия и сын Давидов: доселе он вступал во св. Град пешком, теперь Он входит в Иерусалиме сидя на осле, именно так, как не раз вступал в Иерусалим Его предок по плоти — царь Давид.

"Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй дщерь Иерусалима: се царь твой грядет, праведный и спасающий, сидящий на молодом осле", — так взывал еще в 6-м веке до Рождества Христова пророк Захария, в этих словах предсказавший вход Спасителя в Иерусалим и обличавший вождей народных в увлечении обманчивой надеждой на Мессию, как на политического вождя, за что и был ими убит "между храмом и жертвенником".

Весть о намерении Христа вступить во св. Град быстро долетела до Иерусалима. Толпы народа, с чувством радости, с ветвями пальм в руках, устилали путь Его шествия ветвями и своими одеждами, устремились встречать Его. В порыве восторженной радости весь народ восклицал: "Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних". Даже дети кричали Ему: "Осанна в вышних!"

Перед взором Спасителя, во всем своем величии, открылся Иерусалим. Иерусалим того времени считался одним из чудес света и представлял великолепное зрелище, о котором нынешний Иерусалим не может дать и приблизительного понятия. Но внимание Христа было обращено не на внешний блеск города, а на внутренний облик его жителей. Перед Его взором открылась страшная бездна неверия и порока, уже назревшего для совершения величайшего и гнуснейшего преступления на земле, и Христос горько заплакал. Весь позор издевательства и нестерпимая боль Его страданий, спустя пять дней, были бессильны исторгнуть даже стон из Его груди или вызвать хотя бы слезинку на Его истомленные веки; сейчас же, взирая на Иерусалим, Он не просто плакал, а неудержимо рыдал: "О, если бы ты узнал хотя бы в сей день, что служит к миру твоему!.. придут дни, когда враги разорят тебя, побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего".

Это был последний призыв Мессии преступному городу, побивавшему пророков, к покаянию. Как не внял народ голосу своих пророков, не внял он и призыву Мессии-Христа к покаянию. Затаенная злоба народных вождей вела Христа на Голгофу, ко Кресту.

На Голгофу и в наши дни, целым хором сатанистов всех мастей, возводится Христос в лице Его Церкви, верные чада которой не перестанут восклицать, среди современного неистового ожесточения сатанизма: "Осанна в вышних, Спасителю мира!" Аминь.

3. Пасхальный период

Пасха