Православие и современность. Электронная библиотека

Христос Воскресе!

Какой небесной светлой радостью звучат эти два слова и отдаются в каждой, по существу бессмертной, христианской душе. Эта вечная неиссякаемая радость вселенной началась с того момента, когда Воскресший Господь в первый раз явился мироносицам со словом: "Радуйтесь!" Они побежали к Апостолам с радостной вестью: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!" — и явился Победитель смерти Апостолу Петру. С тех пор не только для Апостолов, но и для верующих всех веков весть о Христовом Воскресении стала фундаментом веры и неиссякаемым источником радости. За Воскресшего Христа не только Апостолы, но и верующие всех времен, и наших дней, забывали и забывают свою личную жизнь, все земное, шли и идут за Ним на любые страдания, вплоть до крестной смерти. Почему? Да потому, что Христово Воскресение — Факт Исторический.

Пасха! Зовет нас этот праздников Праздник из рабства греху и смерти к свободе и к жизни вечной! Праздник радостный, нашу душу бодрящий, к Божественному веселью и к радости всех призывающий. "Радуйтесь всегда о Господе и еще говорю: радуйтесь!" — взывает к нам Апостол. Суть нашей пасхальной радости в том, что мы "смерти празднуем умерщвление, иного жития вечного начало".

Мы с вами, дорогие братья и сестры, христиане. Христианство же есть религия радости. Пасха это — не воспоминание, это — не мечта. Пасха это — реальность! У преп. Серафима Саровского всегда была Пасха. "Радость моя, Христос Воскресе!" — приветствовал преподобный приходивших к нему и весной и летом, и осенью и зимой. Почему? Да потому, что он жил пасхальной радостью, он глубоко уверился в присутствии Божием в мире и в реальности иного мира. Не утомлялись повторять слова Апостола — "всегда радуйтесь" — и другие святые. А когда их спрашивали, как можно приобрести эту радость, то они отвечали: сия радость происходит от чистоты сердца и от постоянства молитвы.

В подготовительные недели ко св. Пасхе, в недели Великого Поста, несмотря на недостатки наши, Господь любовью и милосердием Своим — призвал нас к Себе; мы, "со страхом Божиим и верою приступив", "источника бессмертия вкусили", и в великой радости воспели в Пасхальную Ночь: "Пасха верных, Пасха двери райские нам отверзающая"... Двери открыты. Да войдет в них каждый из нас. Но, чтобы войти в них, надо каждому продолжать трудиться над самим собою, ибо Радость Вечная, полнота которой выразилась в Христовом Воскресении, достигается нами в результате нашего во Христе утверждения. — Как? — Непрестанным духовным бодрствованием и победой над плотским мудрованием. Аминь.

Христос Воскресе!

Фомино воскресенье

(Иоан. 20:19-31).

Христос Воскресе!

"Не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам", — говорили друг другу Лука и Клеопа, переживавшие радость встречи с Воскресшим Христом на пути в Эммаус. Ликующие, они поспешили вернуться в Иерусалим, чтобы поделиться пережитой радостью с остальными учениками. Но те уже и сами свидетельствовали о необыкновенном Событии, ибо Воскресший явился Симону-Петру. Во время радостных восклицаний и братских объятий Апостолов, раздался тихий и такой близкий и знакомый голос: "Мир вам!" Апостолы увидели Иисуса. Он "показал им руки и ноги и ребра Свои".

В эти светлые дни, полные трепетных и радостных переживаний, когда Апостолы убедились в том, что Он воистину воскрес, Спаситель настойчиво подчеркивает им, что пред ними не призрак, не дух, что воскресло Его тело, взойдя на высшую ступень духовной телесности, не знающей препятствий и ограничений, свойственных грубой материи. Это не возвращение к прежней жизни, это новая жизнь, полное преображение тела.

Жив Господь, в этом убеждались ученики. Но вот, из одиннадцати только Фома остался как бы в стороне. Он пробирается по спящим улицам Иерусалима к дому, в котором собрались ученики. Идет он осторожно, опасливо оглядываясь. Двери дома крепко заперты. Условный стук и Фома среди друзей. Его окружили взволнованные лица, многие плачут от радости, восторженно говорят ему собратья о том, что они видели Воскресшего Учителя. Горечью обиды сжимается сердце Фомы, и он восклицает: "Если не увижу (сам)... и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". В этом "если не увижу — не поверю" было выражено, как замечает Церковь Святая, "доброе Фомино неверие", то есть желание скорее самому увидеть Воскресшего Учителя.

И вот, на восьмой день снова появился Иисус среди учеников, снова раздался тихий голос: "Мир вам" и к Фоме обращенный ласковый укор: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим". — "Господь мой и Бог мой", — трепеща от радости воскликнул Фома.