Православие и современность. Электронная библиотека

Фомино воскресенье

(Иоан. 20:19-31).

Христос Воскресе!

"Не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам", — говорили друг другу Лука и Клеопа, переживавшие радость встречи с Воскресшим Христом на пути в Эммаус. Ликующие, они поспешили вернуться в Иерусалим, чтобы поделиться пережитой радостью с остальными учениками. Но те уже и сами свидетельствовали о необыкновенном Событии, ибо Воскресший явился Симону-Петру. Во время радостных восклицаний и братских объятий Апостолов, раздался тихий и такой близкий и знакомый голос: "Мир вам!" Апостолы увидели Иисуса. Он "показал им руки и ноги и ребра Свои".

В эти светлые дни, полные трепетных и радостных переживаний, когда Апостолы убедились в том, что Он воистину воскрес, Спаситель настойчиво подчеркивает им, что пред ними не призрак, не дух, что воскресло Его тело, взойдя на высшую ступень духовной телесности, не знающей препятствий и ограничений, свойственных грубой материи. Это не возвращение к прежней жизни, это новая жизнь, полное преображение тела.

Жив Господь, в этом убеждались ученики. Но вот, из одиннадцати только Фома остался как бы в стороне. Он пробирается по спящим улицам Иерусалима к дому, в котором собрались ученики. Идет он осторожно, опасливо оглядываясь. Двери дома крепко заперты. Условный стук и Фома среди друзей. Его окружили взволнованные лица, многие плачут от радости, восторженно говорят ему собратья о том, что они видели Воскресшего Учителя. Горечью обиды сжимается сердце Фомы, и он восклицает: "Если не увижу (сам)... и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". В этом "если не увижу — не поверю" было выражено, как замечает Церковь Святая, "доброе Фомино неверие", то есть желание скорее самому увидеть Воскресшего Учителя.

И вот, на восьмой день снова появился Иисус среди учеников, снова раздался тихий голос: "Мир вам" и к Фоме обращенный ласковый укор: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим". — "Господь мой и Бог мой", — трепеща от радости воскликнул Фома.

Обратите, дорогие, внимание на то, что Воскресший Христос не явился ни Анне, ни Каиафе, ни кому-либо из Своих мучителей. Почему? Да потому, что их злая воля противилась очевидности, противилась обладанию Светом. К ним всецело относились слова Авраама: "если кто и из мертвых воскреснет — не поверят". Но явился Он "доброму неверию" Фомы, явился и Своему гонителю Савлу, призвав его к благовестию, ибо душа Савла тосковала о Боге, искала Истину; ему мешало заблуждение, а не собственная воля. Савл не только не осязал ран Воскресшего, но и не видел Его облика. Через три года после крестных Страданий с Небесной Высоты прозвучавший призыв Воскресшего преобразил душу его и гонитель Савл стал Апостолом Павлом.

Почти двадцать столетий прошло от дней явления Апостолам Христа Воскресшего, но и сейчас мы с трепетом глубокой радости встречаем светлый день Христова Воскресения, вместе с Апостолом Фомой восклицая: "Господь мой и Бог мой!"

"Истина Христова Воскресения есть Истина всецелая, полная, не только Истина веры, но также и Истина разума, торжество Правды и Добра". За эту Истину были распяты Апостолы Петр и Андрей, обезглавлены Апостолы Иаков и Павел, казнены Апостолы Филипп и Нафанаил. За Воскресшего всегда была гонима Церковь Его, шли и идут, идут на страдания тысячи и тысячи мучеников. Идут с вечным гимном победным на устах:

"Воистину Христос Воскресе!" Аминь.

Неделя жен мироносиц

(Матф. 15:43-16:8).