Православие и современность. Электронная библиотека

И лишь только она почерпнула воду, Христос обратился к ней с просьбой: "дай Мне пить". — "Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?" — удивленно спросила женщина. — "О, если бы ты знала дар Божий, — сказал Христос удивленной самарянке, — и Кто говорит с тобой, то ты бы сама попросила у Него, и Он дал бы тебе воду живую". — "Вода, которую Я дам, сделается источником воды, текущей в жизнь вечную".

Пробудив этими словами мысль самарянки к возвышенным предметам, Спаситель, круто прерывая беседу, говорит ей: "Пойди, позови мужа твоего, и приди сюда". Эта просьба болезненно затронула совесть самарянки, и она смущенно отвечает, что нет у нее мужа. "Правду ты сказала, — говорит ей Христос, — тот, которого ты имеешь, не муж тебе". Эти слова как громом поразили женщину: "Господи, вижу, что Ты пророк", — воскликнула она, и в это время озарила ее мысль: не права ли иудейская вера, от которой являются такие пророки, и не воспользоваться ли пред нею стоящим пророком для того, чтобы удалить давний бесконечный спор между иудеями и самарянами, и именно — что следует считать священным местом Палестины — Иерусалим ли, где Соломон построил храм, или гору Гаризим, где по преданию самарян Иисус Навин произносил благословения Закона и где Авраам готовился принести в жертву своего сына?

Мы знаем, что, в споре с самарянами, больше правды было на стороне иудеев, ибо Иерусалим был тем местом, которое избрано Самим Богом для искупительного подвига Мессии-Сына Божия, Богочеловека.

Коснувшись спора между иудеями и самарянами, Спаситель говорит ей, что настанет время и уже настало, когда истинно верующие будут поклоняться Отцу не на горе сей (Гаризим) и не в Иерусалиме, но на всяком месте — "в духе и истине", ибо "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине". Роль Иерусалимского храма для иудеев и горы Гаризим — для самарян, как бы говорит Господь, уже закончена.

Пораженная словами Христа, самарянка отвечает Спасителю: "знаю, что придет Мессия, Христос", вот Он и разрешит спорный вопрос, разрешит все недоумения и откроет Истину. — "Это Я, Который говорит с тобой". Бедной, грешной самарянке Сам Иисус Христос открыл Себя Мессией, Спасителем мира.

Изумленная женщина, забыв свой водонос, поспешила в город рассказать о своей чудесной встрече. И что же? Личная встреча самарян со Христом убедила их, что именно Он есть долгожданный Мессия, Спаситель мира — Христос. А самарянка закончила жизнь свою проповедью о Христе и принятием за Него мученической кончины с именем Фотины — Светланы.

Так более простые и здоровые души самарян, не растворившие веру в политике, оказались более способными принять Мессию, чем гордые души мнивших себя исключительными сынами Авраама и наследниками ему Богом данных обетований. Из этого евангельского повествования следует урок и нам, православным, часто в гордыне своей похваляющимися нашей принадлежностью Истине и похваляющимися своими белыми ризами, пьющими освященную воду Преполовения, но не обладающим внутренним благочестием. Аминь.

Неделя 6-ая по Пасхе — о слепом

(Иоан. 9-я гл.).

Христос Воскресе!

Господь проходил мимо врат храма, у которых обычно толпились нищие, ожидавшие милостыни от прохожих. Среди нищих был один слепец — "слепой от рождения". Наша земная жизнь, дорогие, удручена бедствиями, но среди них трудно себе представить более великого и тяжкого бедствия, чем слепота. Слепой слышит разговоры окружающих его людей, слышит их радость о красоте окружающего их мира, и страдает, ибо для него весь мир погружен в непроглядную ночь, он с опаской бродит во тьме этой ночи, ощупывая каждый предмет, чтобы не споткнуться и еще более не искалечить себя.

Вот и теперь, заслышав необычайный шум около храма, спотыкаясь, слепой пробирается вдоль стены к тому месту, где находился необычайный Учитель, молвою о необычайных чудесах Которого гремел весь город. В это время мимо него проходил с учениками Христос. Он устремил Свой Божественный взор на этот редкий пример слепоты — от рождения. Ученики, предполагая, что их Учитель, устремив Свой взор на слепца, был занят мыслью о причине слепоты несчастного, спросили Его: "Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился он слепым?"

Дорогие мои, не всякое бедствие бывает результатом греховности или нечестия, не все бедствия являются ударами карающей десницы Высшей Правды. Есть и такие бедствия, которые служат или проявлением высшей Любви, направляющей свои удары с целью спасающей милости, или орудием высшего промышления о торжестве Истины над ложью.