Православие и современность. Электронная библиотека

Святые это — великие учителя и духовные вожди человечества. Вы знаете, братья, что когда мы соприкасаемся с великой мыслью или вдохновенными страницами творений великанов духа, у нас сейчас же рождаются собственные светлые мысли, высокие чувства и желания. Ради этого мы должны стремиться входить в живое общение с нашими великими учителями и духовными вождями человечества, которым посвящен нынешний день, и углубляться в изучение их жизни и творений. Для этого в каждом доме должны быть жития святых, их должны читать родители, приучая к тому и детей своих. Чтение житий святых даст, прежде всего, умение хранить меру слова, бережливость речи, и убедит в необходимости избегать появляться в обществе дурных товарищей и подруг; они поймут, что в дурном обществе "легче заразиться чужой болезнью, чем передать ему свое здоровье". Аминь.

Неделя всех святых, в земле Российской просиявших

Мы отмечаем сегодня память всех Святых Земли Российской. В отечественных святцах мы видим людей разнообразных сословий, положений, разного душевного склада и разных дарований. Но одно у них общее — это неутомимая духовная жажда и благородное стремление к полной и истинной свободе. Все они понимали, что свобода достигается чрез познание Истины, открывшейся нам во Христе, и что путь к подлинной свободе лежит чрез освобождение себя от пут зла, чрез создание в себе того высокого строя жизни, который принято называть праведностью и святостью. Ученые святители и некнижные юродивые, святые князья и простые из народа подвижники, крестьяне и рабочие — все они являются олицетворением родной нам русской народности.

"Каждый народ, — писал некогда недоброй памяти Вис. Гр. Белинский, — играет в великом семействе человеческого рода особую, Провидением ему назначенную, роль и вносит в общую сокровищницу свою долю, свой вклад". Особая роль дана и русскому народу. И он, в лице своих святых, в лице лучших представителей мужей Церкви и Государства — неотступно шел к выполнению ему заданной в семье человечества роли. Отсюда всечеловечность русского человека; он и в отдаленном от него иноплеменнике видит брата; отсюда и его сознание, что только в лоне христианства человечество может и должно слиться в одну духовную семью. Эта мысль красной нитью проходит чрез всю историю Православной России, она ярко выражена и в житиях наших святых.

Наши предки приняли христианство не как отвлеченное учение, а как Жизнь, как живое реальное общение с Богом, с миром небесным. В святых Земли Русской дивно сочетаются всецелая отданность Христу-Богу с любовью к народу и Отечеству. Уходя из мира для углубления в молитву, они не бежали от повседневных забот своего Отечества, от нужд народа. Живя в обителях и пустынях, как бы оторвавшись от окружающей действительности, святые Земли Русской стоят, в то же время, в центре жизни своего народа и государства. Они руководят духовной и повседневной жизнью народа, укрепляют и облагораживают семейную жизнь, вносят неоценимый вклад в культуру своего народа, покоряют и завоевывают природу, привлекают к государственности православной и к христианской культуре инородцев, — вся жизнь страны подвигом наших святых освящается, осмысливается и проникается духом Правды Христовой.

Если святые Земли Российской внесли в жизнь своего Отечества столько светлого, положительного, если они вдохновляли государственных мужей к выполнению Богом на Россию возложенной, в семье человечества, роли, ч е м же тогда объяснить, что с 1918 году именно против них и на них поднялась рука новых правителей России, суливших народу радость свободы и счастье? Дорогие мои, этот факт открывает нам глаза на, чуждый русской душе и враждебный христианству, источник, из которого вышла поныне Россией правящая власть, превратившая народ в серую полуголодную массу рабов. "Закулиса", ведущая ныне мировую политику, не могла примириться с тем, что Православная Россия с ее жертвенным народом настойчиво идет по пути, ей Промыслом Божиим начертанному, и обманом, ложью и подлостью, с помощью российских безумцев, в прах повергли великое царство христианское. Стремясь окончательно ввести страну и народ наш в стан сатанократии, она по нынешний день прилагает все усилия к тому, чтобы, вместо этого, вложить в нее иное, чуждое христианству, содержание.

Мы верим, не сокрушит сила вражья и не уничтожит то дело Божие, начало которому положил на Руси Апостол Андрей Первозванный и которое, под Покровом Богородицы, созидалось и укреплялось трудами, скорбями и добровольными лишениями лучших сынов Земли Русской, слезами и молитвами сонма наших святых. В этой уверенности укрепляют нас современные нам Христоносцы, Исповедники и Новомученики Российские. Вместе со святыми прежних веков, они наполняют подъяремную Русь благоуханием своих подвигов, освещая тем ее будущий путь. Аминь.

Неделя святых земли Российской

Сегодня светлый праздник Святой Руси — мы прославляем наших отечественных святых, в Земле Российской просиявших. Каждый из них может сказать о себе: "мир меня ловил, но не поймал". Святые Земли Российской — это не только великаны духа, это путеводные звезды для всех, стремящихся к осмысленной жизни, ищущих Истины и Правды.

В назидание наше, остановим внимание на некоторых чертах жизни наших святых. Прежде всего — жизнь их протекала в вере, они жили в вере. А что значит жить в вере? Жить в вере — это значит стремиться жить в ощущении жизни вечной. Знайте, дорогие мои братья и сестры, что в ком нет света этого ощущения, в том нет еще, по существу, и жизни веры. "Господи, исполни сердце мое жизни вечной" — взывали ко Господу святые. Наличие духовного ощущения жизни вечной — это признак живой духовной жизни человека. "Жизнь вечная есть утешение в Боге", — говорит преп. Исаак Сирин.

Движущей силой жизни святых была любовь. Любовь к Богу и к человеку. Печатью любви к Богу была всецелая преданность Православию, как вере Христовой-Апостольской. В завещании сынам Российским преп. Феодосий Печерский говорит: "Чада, берегитесь кривоверов и всех бесед их. Кто хвалит чужую веру, тот все равно что свою хулит. Если же кто будет хвалить и свою и чужую, то он двоеверен, близок к ереси".

Любовь же к человеку, во имя и во славу Божию, побеждает и национальные и вероисповедные преграды. Тот же преп. Феодосий говорит: "Твори милостыню не только своим по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, — будет ли то жид, или турок, или латинянин, — ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не только на христиан, но и на неверных". Жизнь верующего должна быть подвигом любви.