Православие и современность. Электронная библиотека

Мы верим, не сокрушит сила вражья и не уничтожит то дело Божие, начало которому положил на Руси Апостол Андрей Первозванный и которое, под Покровом Богородицы, созидалось и укреплялось трудами, скорбями и добровольными лишениями лучших сынов Земли Русской, слезами и молитвами сонма наших святых. В этой уверенности укрепляют нас современные нам Христоносцы, Исповедники и Новомученики Российские. Вместе со святыми прежних веков, они наполняют подъяремную Русь благоуханием своих подвигов, освещая тем ее будущий путь. Аминь.

Неделя святых земли Российской

Сегодня светлый праздник Святой Руси — мы прославляем наших отечественных святых, в Земле Российской просиявших. Каждый из них может сказать о себе: "мир меня ловил, но не поймал". Святые Земли Российской — это не только великаны духа, это путеводные звезды для всех, стремящихся к осмысленной жизни, ищущих Истины и Правды.

В назидание наше, остановим внимание на некоторых чертах жизни наших святых. Прежде всего — жизнь их протекала в вере, они жили в вере. А что значит жить в вере? Жить в вере — это значит стремиться жить в ощущении жизни вечной. Знайте, дорогие мои братья и сестры, что в ком нет света этого ощущения, в том нет еще, по существу, и жизни веры. "Господи, исполни сердце мое жизни вечной" — взывали ко Господу святые. Наличие духовного ощущения жизни вечной — это признак живой духовной жизни человека. "Жизнь вечная есть утешение в Боге", — говорит преп. Исаак Сирин.

Движущей силой жизни святых была любовь. Любовь к Богу и к человеку. Печатью любви к Богу была всецелая преданность Православию, как вере Христовой-Апостольской. В завещании сынам Российским преп. Феодосий Печерский говорит: "Чада, берегитесь кривоверов и всех бесед их. Кто хвалит чужую веру, тот все равно что свою хулит. Если же кто будет хвалить и свою и чужую, то он двоеверен, близок к ереси".

Любовь же к человеку, во имя и во славу Божию, побеждает и национальные и вероисповедные преграды. Тот же преп. Феодосий говорит: "Твори милостыню не только своим по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, — будет ли то жид, или турок, или латинянин, — ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не только на христиан, но и на неверных". Жизнь верующего должна быть подвигом любви.

Следующей чертой жизни наших святых была непрестанная молитва. Молитва это — плод любви к Богу и к человеку. Возможна ли подлинная любовь к человеку без любви к Богу? Нет, невозможна. Без любви к Богу не может быть подлинной, чистой, альтруистической любви к человеку. Молитва рождается от любви — от скорби о людях.

Мы ныне живем в мире суеты, во власти суеты находимся. И в наше время особенно нужен подвиг молитвы. Свойством нашей молитвы может быть ее краткость дома — "Боже, милостив буди мне грешному", "Господи, настави, утеши и помилуй", "Господи, помилуй", но обязательна ее непрестанность среди людей, на работе. О влиянии молитвы на окружающих людей повествует нам наш во Христе брат, Б. М. Назаров, бывший в советских условиях инженером-судостроителем. Он свидетельствует следующее: "Среди окружавших меня людей было много вражды и волнений, и я не знал, куда от всего этого деваться. Потом решил: буду на работе вести постоянную молитву. И представьте себе, результаты сказались скоро. Не только я сам успокоился, но стали спокойнее и все те, которые со мной общались". Небесный покровитель нашего храма. преп. Серафим говорил: "Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся". Вот в инженере Назарове был дух мирный, мирная и смиренная была его непрестанная молитва. К стяжанию такой непрестанной молитвы и нас зовут святые Земли Русской.

"Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа", — поучал евреев ап. Павел. Этими словами поучают нас и святые Земли Российской, поучают примером своей жизни.

И еще на одной отличительной черте наших святых остановим наше внимание. Это — постоянство пребывания в Церкви, сознание себя живой клеткой Тела Христова. И всем опытом своей жизни они свидетельствуют нам о том, что для постоянства бытия нашего в Церкви необходимо постоянство покаяния. "Храм Божий свят, а этот храм — вы", — говорит тот же ап. Павел. А "кто делает грех, тот от диавола", т.е. вне храма, не от Церкви, пока не покается. Это понимали и наши великие князья. Вот Владимир Мономах и Димитрий Донской, не причисленные к лику святых, дают нам пример постоянства пребывания в Церкви: они, несмотря на обремененность государственными и общественными делами, ежедневно посещали храм и каждое воскресенье Великого Поста приобщались св. Таин. "Диавол, враг наш, побеждается тремя добрыми делами: покаянием, молитвой и милостыней", — поучает нас великий князь Владимир Мономах: "Просите Бога о прощении грехов со слезами и не только в храме это делайте, но и ложась в постель. Не забывайте ни одну ночь класть земные поклоны, если вы здоровы, если же занеможете, то хоть трижды поклонитесь... Не забывайте убогих... Все, что дал нам Бог, не наше, а только поручено нам на короткое время.,. Старика почитайте, как отца... В делах не ленитесь... Больного посетите, покойника проводите, никого не оставляйте без привета, скажите всякому доброе слово. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее, и прежде всего по отношению к Церкви".

Так наставляет нас Святая Русь. Да поможет же нам Господь явить себя достойными наследниками Отцов наших, наших вождей и наставников, память которых мы сегодня прославляем. Аминь.

Неделя 3-я по Пятидесятнице