Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя 3-я по Пятидесятнице

"Если свет, который в тебе — тьма, то какова же тьма",... Не заботьтесь о том, что вам есть и что вам пить"... Ищите, прежде всего, Царствия Божия и правды его и это все приложится вам", — с этим призывом обращается к нам ныне Господь.

Говоря о христианстве, нынешние народные вожаки утверждают, что христианство развивает в человеке пассивность, а посему — говорят они — христианство нежизненно. И, между прочим, ссылаются на приведенные слова Иисуса Христа.

Они утверждают эту нелепость, быть может, от незнания Евангелия. "От незнания св. Писания великое зло", — говорит св. Иоанн Златоуст. Так утверждают, быть может, от слепоты, а может быть так утверждающие сами суть сыны мрака и тьмы!

Во времена древне-языческие многие полагали, что Истины вовсе нет или, если она и существует, то она недостижима для человека. Ныне же, зная об Истине, против нее ведут войну, злобствуют на Истину, на место Истины — Христа — ставят проповедников лицемерия, лжи и ненависти — Маркса и Ленина, этих исчадий ада. Плоды сего, как в дохристианский период, так и в наше время, одни и те же, а именно: крайняя испорченность и развращенность, а в умственной жизни — убийственные для человека пустота душевная и отчаяние, вражда и бессмыслица.

Но если древний мир распял Христа от незнания Истины, нынешний мир распинает Истину Христа по злобе. Тьма не терпит Света, ибо Свет обнажает пустоту, неприглядность, ее сатанинскую сущность.

Жалкие слепцы! "Если свет, который в тебе — тьма, то какова же тьма", говорит Христос. Посему-то, "имея уши — они не слышат, имея очи — они не видят", и понять не хотят, что в словах: "ищите, прежде всего, Царствия Божия" слышен призыв Христа именно к активности, призыв к труду над собой и над окружающей средой. "Царство Божие внутри вас" — говорит Господь. Ведь, не сказал Христос: ищите только Царствия Божия, а сказал — "ищите прежде всего Царствия Божия". Этот призыв исключает возможность эгоизма, в чем любят попрекать христиан. В этом призыве Христос указывает на то, что жизнь следует строить на духовно и нравственно здоровой основе. И этой основой, этим здоровым фундаментом жизни — личной, семейной, общественной и государственной — и поныне является сам Христос, Его Евангелие, среди многих учений — единственно светоносное и животворное, могущее и ныне обновить все стороны человеческой жизни. Аминь.

Неделя 3-я по Пятидесятнице

"Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его".

В нынешнем Евангельском чтении говорит Господь, что последователи Христа должны всячески стараться о том, чтобы не стать рабами в заботах о земных благах. Мы знаем, что фарисеи, как и иудеи вообще, весь смысл своей жизни полагали именно в земных благах, с алчностью стремясь к обогащению. Обличая этот порок, Христос и говорит: "Не собирайте себе сокровищ на земле", где все неверно и непрочно, "но собирайте себе сокровища на небе". Ведь, если всецело предашься заботам собирания земных сокровищ, несомненно охладеешь к духовному, станешь забывать о небесном. "Ибо, —говорит Господь, — где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".

Что же нужно для того, чтобы сердце человека стремилось к небесному? Для этого нужно иметь внутренний свет в душе, чтобы ум ваш мог постигать истину о Боге и человеке во всей ее полноте. Ведь, если ум наш омрачен, то и сердце наше совратится от Бога и от истины, от знания и понимания самого себя, как человека. Ибо ум есть такой же светильник для души, каким око (глаз) является для тела. Отсюда — подобно тому, как "если око твое будет чисто, то и все тело твое светло будет; если же око твое будет худо, то и все тело твое будет темно"; так и в отношении души: если светел ум, то и душа светла, если помрачен ум, то помрачается и душа, и вместо небесного, духовного стремится она к земному, впадает в самообман, доводя человека до состояния скота и зверя.

Часто встречаются христиане, которые, даже сознавая греховность всецелой привязанности к земным благам, считают возможным совместить свою алчность с верностью небесному, с верностью духовным ценностям. Христос резко изобличает подобную попытку совместить несовместимое. "Не можете служить двум господам... Богу и мамоне", — говорит Господь. "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их... Вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на лилии полевые... Итак, не заботьтесь и не говорите, что нам есть и что пить?.. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом".

В этом наставлении Господа Иисуса Христа никак не поощряется ни леность, ни беспечность. "Кто не трудится, тот не должен и есть", — говорит св. Писание. Это наставление Мессии-Христа лишь указывает на то, что последователи Христа не должны погружаться всецело в заботы об удовлетворении своих чувственных потребностей до забвения великой истины, что все мы дети одного Отца Небесного, что Его Промысл обнимает всю нашу жизнь.