ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. ТОМ ПЕРВЫЙ.

35. Слово пятое. Рассуждение о воскресении. — Объяснение слов ап. Павла о будущем воскресении 1 Фес. 4:12. — Утешение верующим в скорби по случаю смерти дорогих для них лиц. — Они должны отличаться от неверных своим поведением так же, как они отличаются от них и своим верованием. — При смерти дорогих и близких лиц не нужно предаваться скорби, а нужно уподобляться в этом отношении прав. Иову и Аврааму, которые оба обнаружили великодушие и мужество: первый не пал духом при лишении всех своих детей, а второй не поколебался даже принести в жертву своего единственного наследника — сына. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

36. Слово шестое. Страшно проявление всемогущества и благости Божией в землетрясении. — Но день последнего суда будет еще страшнее. — Нужно бояться не землетрясения, а причины, его производящей. — Нужно сожалеть не о тех, которые огорчены, а о тех, которые грешат. — Возвращение к притче о богаче и Лазаре. — Сравнение житейских событий с представлением на театральной сцене. — В будущей жизни всякий явится тем, что он в действительности. — Благородство состоит не в знаменитости предков, а в добродетели. — Происхождение рабства. — Всемирный потоп. — Сравнение ковчега с Церковью. — Употребление вина для исцеления скорби. — В чем состоит истинное рабство. — В чем состоит истинное богатство. — Различные степени праведников и грешников, но никто не без греха. — Добро и зло получают должное воздаяние. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

37. Слово седьмое. Огорчение при виде того, что многие из слушателей, несмотря на увещания проповедника, посещают ристалища. — Несмотря на тяжесть своей вины, пусть они не отчаиваются в возможности загладить свой грех покаянием. — Бессердечный богач — пример тех, которые следуют широким путем в жизни: Лазарь — пример тех, которые идут узким путем. — Великое различие цели, к которой каждый из них пришел по своей дороге. — В чем состоят истинные блага. — Находящиеся в бедности и огорчении не должны считать себя несчастными. — Пропасть, отделяющая Лазаря и бессердечного богача в загробной жизни. — Заключение. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

О СВЯЩЕНСТВЕ

Слова о Священстве написаны св. Иоанном Златоустым по следующим обстоятельствам: в 374 году по Р. Х., когда он жил вместе с другом и сверстником своим Василием вдали от мирских дел, собравшиеся в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих епископами, о чем молва дошла и до них; св. Иоанн, представляя высокую важность пресвитерского и епископского служения и считая себя неприготовленным к надлежащему исполнению обязанностей пастыря Христовой церкви, скрылся тайно от всех и даже от своего сожителя, который и был возведен в сан епископа (вероятно, Рафаны Сирийской, близ Антиохии); но вскоре затем, увидевшись с св. Иоанном, высказал ему свои дружеские упреки за уклонение от священного сана, на которые и служат блистательным ответом предлагаемые шесть слов о Священстве. Таким образом, написание этих слов должно быть отнесено к годам после 374–го, но не позже 386 года, в котором св. Иоанн уже был рукоположен в пресвитера.

СЛОВО ПЕРВОЕ.

Лучший друг детства Иоанна Златоуста — Василий. — Они никогда не расставались между собой. — Намерение их обоих принять иночество. — Слезы и просьбы матери, отклонившие Иоанна от исполнения этого намерения. — Подвижническая жизнь друзей. — Слух о намерении посвятить их обоих в епископский сан. — Уклонение Златоуста и избрание Василия. — Жалобы Василия и оправдания Иоанна. Нравственное значение хитрости — в зависимости от намерения. — Польза ее как в мире, так и на войне. — К ней прибегают как врачи тела, так и врачи души. — Исцеление больных таким способом. — Ею пользуется и ап. Павел, чтобы привлечь иудеев к Иисусу Христу.

МНОГО было у меня друзей, искренних и верных, знавших и строго соблюдавших законы дружбы; но из многих один превосходил всех других любовью ко мне и столько успел в этом опередить их, сколько они — людей равнодушных ко мне. Он всегда был неразлучным спутником моим: мы учились одним и тем же наукам и имели одних и тех же учителей; с одинаковой охотой и ревностью занимались красноречием и одинаковые имели желания, проистекавшие от одних и тех же занятий. И не только в то время, когда мы ходили к учителям, но и по выходе из училища, когда надлежало совещаться, какой нам лучше избрать путь жизни, и тогда мы оказались согласными в своих мыслях.

2. Кроме этих и другие причины сохранили единодушие наше неразрывным и твердым; ибо мы не могли превозноситься один перед другим знаменитостью отечества; не было и того, чтобы я изобиловал богатством, а он жил в крайней бедности, но мера нашего имущества столь же была равна, как и наши чувствования. И происхождение было у нас равночестное, и все содействовало нашему согласию.

3. Но когда надлежало ему, блаженному, приступить к монашеской жизни и к истинному любомудрию, тогда у нас нарушилось равновесие; его чаша, как более легкая, возвысилась, а я, еще связанный мирскими стремлениями, унизил свою чашу и склонил вниз, отяготив ее юношескими мечтами. Хотя при этом дружба наша и оставалась столь же крепкой, как и прежде, но общежитие расторглось; потому что не возможно было жить вместе занимающимся не одним и тем же. Когда же и я несколько освободился от житейской бури, то он принял меня к себе с распростертыми руками; но и тогда мы не могли соблюсти прежнего равенства; опередив меня и временем и оказав великую ревность, он опять стоял выше меня и достигал великой высоты.

4. Впрочем, как человек добрый и дорого ценивший нашу дружбу, он, отказавшись от всех других, разделял со мной все время, чего и прежде желал, но встречал препятствие к тому в моей беспечности. Кто был привязан к судилищу и гонялся за сценическими увеселениями, тот не мог часто проводить время с человеком, который был привязан к книгам и никогда не выходил на площадь. Но когда, после прежних препятствий, он привлек меня к одинаковой с ним жизни, тогда и выразил желание, которое давно хранил в себе, и уже не оставлял меня ни на малейшую часть дня, не переставая убеждать, чтобы каждый из нас оставил свой дом и мы оба имели одно общее жилище, в чем и убедил меня, и это даже уже было близко к исполнению.