ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. ТОМ ПЕРВЫЙ.

30. Слово на новый год. Сожаление об отсутствии епископа (Флавиана). — Намерение проповедника продолжать похвалу ап. Павлу, начатую за несколько дней раньше, но обстоятельства заставили его изменить предмет речи и заняться обличением безумств, происходивших в городе Антиохии. — Обличение языческих суеверий. — Заблуждение тех, которые думают, что для того, чтобы весело и счастливо провести наступающий год, необходимо весело и счастливо провести первый день его. — Истинное средство быть счастливым в течение всего года состоит в том, чтобы и начать, и проводить его в страхе Божием и в соблюдении Его заповедей. — Дни не разделяются на счастливые и несчастные. — Кто имеет чистую совесть — всегда счастлив, а чья совесть обременена грехами — всегда несчастлив, что бы он ни делал. — Изъяснение изречения ап. Павла: «аще убо ясте, аще ли пиете, вся во славу Божию творите». (Исправления — Роман Горский, Москва)

О Лазаре

31. Слово первое. Похвала слушателям за то, что они не предавались новогодним безумствам и сделали из новолетия день духовных радостей. — Многие однако перешли от церкви в корчемницу, издеваясь над увещаниями. — Обличение их. — Их издевательства не препятствуют высказывать истину и восставать против безобразий. — Образ действий Иисуса Христа по отношению к Иуде, которого Он не переставал предостерегать и наделять благами, чтобы напоминать ему о его обязанностях. Так же нужно и вообще поступать по отношению к грешникам. — Неодинаковая судьба уготована в будущей жизни тем, которые живут в изнеженности и наслаждениях, и тем, которые проводят жизнь в бедности и страдании. — Пример Лазаря и бессердечного богача. — Трапеза христианина должна сопровождаться молитвой и чтением св. Писания. — Нужно есть и пить умеренно. (Исправления — Роман Горский, Москва)

32. Слово второе. Продолжение истории Лазаря и бессердечного богача. — Опровержение народного поверья, перешедшего от язычников, что люди, умершие насильственной смертью, становятся демонами. — Если Иисус Христос называет иудеев сынами диавола, то потому, что они подражали делам диавола. — Через свои грехи, а не через насильственную смерть люди могут уподобляться демону. — Трогательное описание смерти бедного Лазаря и смерти бессердечного богача. — Жестокость богача в сопоставлении с человеколюбием Авраама. — Закон милостыни. — Если бедный нуждается в хлебе, то нужно подать ему, хотя бы он был негодным человеком. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

33. Слово третье. Почему сказано богачу не: «приял еси благая твоя в животе твоем», но «восприял»? — Почему праведники часто подвергаются опасностям, а грешники избегают их? — Необходимо всем христианам читать св. Писание, не только духовным, но и светским. — Последним еще более необходимо это чтение, потому что они более подлежат искушениям. Св. книги так превосходны, что они всегда полезны даже и тем, которые понимают их лишь немного. — То, что осталось непонятным при первом чтении, сделается понятным при втором. — Незнание св. Писания есть источник ересей. — Бог не оставляет без вознаграждения никакого добра, даже совершенного злыми людьми, равно как не оставляет без наказания никакого греха, даже у добрых людей, и у них даже в особенности. — Нет ничего опаснее положения нечестивого, который благоденствует. — Похвала терпению. — Нетерпеливость есть мать богохульства. — Почему Бог не наказывает всех в этом мире? — Примеры терпения, заимствованные из Ветхого Завета. (Исправления — Роман Горский, Москва)

34. Слово четвертое. Предложение объяснения притчи о богаче и Лазаре. — Евангельские примеры и особенно пример богача показывают, что все мольбы отошедших отсюда отягченными грехами будут бесполезны. — Рассматриваемая притча есть превосходный урок для богатых и бедных, она может одинаково смирять первых и унижать последних, заставить нас любить бедность и презирать богатство. — Св. Писание и разум с достаточностью убеждают нас в существовании загробной жизни; нет надобности, чтобы мертвые возвращались к нам для удостоверения нас в этом. — Сила и значение совести, напоминающей нам о старых наших прегрешениях. — Подтверждение этого изложением истории Иосифа. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

35. Слово пятое. Рассуждение о воскресении. — Объяснение слов ап. Павла о будущем воскресении 1 Фес. 4:12. — Утешение верующим в скорби по случаю смерти дорогих для них лиц. — Они должны отличаться от неверных своим поведением так же, как они отличаются от них и своим верованием. — При смерти дорогих и близких лиц не нужно предаваться скорби, а нужно уподобляться в этом отношении прав. Иову и Аврааму, которые оба обнаружили великодушие и мужество: первый не пал духом при лишении всех своих детей, а второй не поколебался даже принести в жертву своего единственного наследника — сына. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

36. Слово шестое. Страшно проявление всемогущества и благости Божией в землетрясении. — Но день последнего суда будет еще страшнее. — Нужно бояться не землетрясения, а причины, его производящей. — Нужно сожалеть не о тех, которые огорчены, а о тех, которые грешат. — Возвращение к притче о богаче и Лазаре. — Сравнение житейских событий с представлением на театральной сцене. — В будущей жизни всякий явится тем, что он в действительности. — Благородство состоит не в знаменитости предков, а в добродетели. — Происхождение рабства. — Всемирный потоп. — Сравнение ковчега с Церковью. — Употребление вина для исцеления скорби. — В чем состоит истинное рабство. — В чем состоит истинное богатство. — Различные степени праведников и грешников, но никто не без греха. — Добро и зло получают должное воздаяние. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

37. Слово седьмое. Огорчение при виде того, что многие из слушателей, несмотря на увещания проповедника, посещают ристалища. — Несмотря на тяжесть своей вины, пусть они не отчаиваются в возможности загладить свой грех покаянием. — Бессердечный богач — пример тех, которые следуют широким путем в жизни: Лазарь — пример тех, которые идут узким путем. — Великое различие цели, к которой каждый из них пришел по своей дороге. — В чем состоят истинные блага. — Находящиеся в бедности и огорчении не должны считать себя несчастными. — Пропасть, отделяющая Лазаря и бессердечного богача в загробной жизни. — Заключение. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

О СВЯЩЕНСТВЕ

Слова о Священстве написаны св. Иоанном Златоустым по следующим обстоятельствам: в 374 году по Р. Х., когда он жил вместе с другом и сверстником своим Василием вдали от мирских дел, собравшиеся в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих епископами, о чем молва дошла и до них; св. Иоанн, представляя высокую важность пресвитерского и епископского служения и считая себя неприготовленным к надлежащему исполнению обязанностей пастыря Христовой церкви, скрылся тайно от всех и даже от своего сожителя, который и был возведен в сан епископа (вероятно, Рафаны Сирийской, близ Антиохии); но вскоре затем, увидевшись с св. Иоанном, высказал ему свои дружеские упреки за уклонение от священного сана, на которые и служат блистательным ответом предлагаемые шесть слов о Священстве. Таким образом, написание этих слов должно быть отнесено к годам после 374–го, но не позже 386 года, в котором св. Иоанн уже был рукоположен в пресвитера.