ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. ТОМ ПЕРВЫЙ.

11. Слово четвертое. О непостижимости естества Божия. — Краткое повторение предшествующих бесед. — Ангелы узнали о некоторых тайнах только с нами и через нас. — Они не знают существа Божия. — Похвала антиохийцам за ту послушность, с которой они исполнили данные им советы. — Предостережение против карманных воров, появившихся в церкви. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку)

12. Слово пятое. О непостижимости естества Божия. — Сын и Св. Дух вполне знают Отца. — Слова: Бог и Господь одинаково свойственны Отцу и Сыну. — Мудрость ап. Павла в его наставлениях. — Не только существо ангелов, но даже и существо нашей души непостижимо для нас. — Возражение аномеев, что нельзя поклоняться тому, чего не знаешь. — Ответ на это возражение. — Сила молитвы. — Смирением производится дерзновение. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку)

13. Слово шестое. О святом Филогоние. — Насколько будущая жизнь выше настоящей. — Св. Филогоний сначала был адвокатом. — Избранный во епископа, он предался совершению всякого рода добродетелей. — Назидание по случаю приближения праздника Рождества Христова. — Истинное покаяние, даже краткое, может очистить совесть. — Способ совершения покаяния. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку)

14. Слово седьмое. О единосущии Сына с Отцом. — Необходимость внимательного отношения к слову Божию. — Сын единосущен Отцу. — Выражения св. Писания, по–видимому уничижающие Сына, находят себе объяснение в воплощении. — Другие побуждения для таких изречений св. Писания. — Две воли во Иисусе Христе. — Увещание к молитве. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку)

15. Слово восьмое. О суде и милостыне и о просьбе матери сынов Зеведеевых. — Ответ на возражение еретиков. — Сын имеет ту же власть, что и Отец. — Милостыня измеряется не по величине подаяния, но по чистоте намерения. — Похвала ап. Павлу, изречения которого приводит проповедник. — В каком смысле сказал Иисус Христос «несть Мое дати». — Награду заслуживает тот, кто подвизается. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку)

16. Слово девятое. О четырехдневном Лазаре. — Иисус Христос знал, где находится Лазарь. — Не должно быть слишком легковерным. — Почему Иисус Христос молился перед воскрешением Лазаря? — Не вследствие необходимости, а вследствие присутствовавшего там народа и в ответ на просьбу Марфы. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку)

17. Слово десятое. Вступление. — Различие между долгом денежным и долгом духовным. — Иисус Христос единосущен Отцу. — Уничижение принято Им для того, чтобы снизойти к нашей немощи и чтобы наставить нас не только словами, но и примером. — Ему свойственно то же всемогущество, что и Отцу. — Доказательство, заимствованное из исцеления слепорожденного. — Как несовершенен закон. — Сын равен Отцу. Доказательства из св. Писания. — Нужно избегать всякой вражды. — Увещание к примирению с врагами. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку)

18. Слово одиннадцатое. О непостижимости существа Божия. — Когда дело идет об истинах веры, то следует основываться главным образом на св. Писании. — Божество Иисуса Христа, доказываемое на основании первой главы книги Бытия. — Согласие Ветхого и Нового заветов. — Обязанность христиан присутствовать при собраниях верующих и водить туда своих детей. — Присутствие в этих собраниях в церквах приносит двоякую пользу. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку)

19. Слово двенадцатое. О расслабленном, бывшем в расслаблении тридцать восемь лет и на слова: «Отец Мой доселе делает и Аз делаю» (Ин. 5:17). — Сравнение проповедника с землепашцем. — Почему Иисус Христос показывался иудеям в дни праздников. — Исцеление расслабленного. — Почему Иисус Христос спрашивает больного. — Похвала расслабленному. — Почему Иисус Христос повелевает ему взять и понести постель. — Иисус Христос по всемогуществу равен Отцу. — Увещание присутствовать в собраниях церкви. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку)

20. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Нелюбовь большинства людей к длинным рассуждениям. — Простое общедоступное рассуждение. — Обращение к язычникам с доказательствами, что Иисус Христос есть Бог: основание Церкви, быстрое распространение Евангелия, обращение римлян и варваров, совершенное в непродолжительное время лицами совне презренными, без всякой посторонней помощи. — Такое дело не могло быть делом рук человеческих. — Обращение к иудеям. — Против них гласит Ветхий Завет. — Все главные тайны и события христианства предсказаны были пророками. — О том, что Христос будет Богом и человеком, предсказывал пророк Варух. — Что Он родится от девы — Исаия. — Что родится в Вифлееме — Михей. — Что будет исцелять всякие болезни — Исаия. — Неблагодарность иудеев также предсказана Давидом и Исаией. — Проповедь апостолов — Давидом и Иоанном. — Об отвержении иудеев предсказывали Малахия, Исаия, Моисей. — Страшный суд предвозвещен Малахией, Давидом, Варухом, Исаией. — Чествование, воздаваемое кресту. — Частое употребление крестного знамения. — Части истинного Креста, находимые по всему миру. — Исполнение пророчеств Иисуса Христа. — Чудо распространения Евангелия. — Поражение императоров в войне, воздвигнутой ими против Церкви. — Тщетность усилий, которые иудеи с помощью Юлиана отступника употребляли для восстановления храма вопреки пророчеству Иисуса Христа. (Исправления — Роман Горский, Москва)

Против иудеев

21. Слово первое. Прерывая свои беседы против аномеев о непостижимости существа Божия, проповедник переходит к обличению иудействующих. — Христианам не должно принимать участия в праздниках иудейских, потому что 1) иудеи люди жалкие, делающие все несвоевременно. — Они не постились, когда следовало им поститься, и постятся теперь, когда не следует поститься: потому–то они и отвергнуты и на их место явились христиане. — 2) Их синагога не лучше театра, место распутства и вертеп разбойников; она есть обиталище демонов, между тем как церковь есть дом Божий. — Обладание св. Писанием не делает синагогу досточтимой и не может служить оправданием для тех, кто посещает ее, ибо 1) иудеи оскорбляют св. Писание, утверждая, что оно не говорит ничего об Иисусе Христе; 2) они пользуются им лишь для того, чтобы обольщать немощных; 3) не только синагога, но и самая душа иудеев есть обиталище демонов. — Бог отверг их жертвы, их праздники и самый храм, предавая его в руки язычников. — Не может служить оправданием посещения синагоги и желание получить исцеление от какой–нибудь болезни, потому что 1) обитающие в ней демоны не могут исцелять; 2) даже если бы они и могли, не следует губить душу ради исцеления тела. — Нужно употреблять все средства к тому, чтобы отвращать своих братьев от иудействования, особенно потому, что не делая этого, мы участвуем в их преступлении и подвергнемся одинаковому с ними наказанию. (Исправления — Людмила Жмурина, С. — Петербург)

22. Слово второе. Против тех, которые содержат иудейский пост, и против самих иудеев. — Не должно соблюдать иудейского поста, потому что 1) лишаются благодати Христовой те, кто служат ветхому закону, хотя бы в одном каком–нибудь отношении; 2) соблюдающие закон в одном отношении, тем самым обязываются соблюдать его весь под страхом проклятия. — Закон есть добрая вещь, но под условием, если он приводит к Иисусу Христу. — Он есть зло для тех, которых не приводит к Нему, следовательно для иудействующих. — Бог более ревнует о чести верующих, чем о собственной славе; взаимно и верующие должны ревновать о чести Божией и допускать своих жен посещать синагоги. (Исправления — Людмила Жмурина, С. — Петербург)