St. Ephraim the Syrian of Creation. Volume 1

Не заглядывай, монах, в городские улицы, и не скитайся по городским площадям, чтобы не встретилось тебе что-нибудь, и не поползнулась (уклонилась) душа твоя в погибель.

Превозношение ослепляет умные очи, а смирение просвещает их любовью, ибо научит кроткия путем Своим (Пс. 24:9).

Не заходи, брат, в тину брения (поползновений) и удаляйся от людей, ходящих бесстрашно.

Опасно человеку надеяться на себя самого; спасется надеющийся на Господа.

Украшающий одежды свои возгордится, а гордый монах — неоперившийся орел.

Смиренномудрый монах — легкий скороход и как бы меткий стрелок. Как железо (меч) все утончает и покоряет, так и смирение по Богу разрушает козни врага.

Что рогатина — для зверолова, и оружие — для воина, то для монаха — смирение.

Спеши, брат, добровольно вступить на путь узкий и тесный, пока невольно не вступил на путь ещё теснейший.

Мирскому человеку похвальба — его выходы, а монаху похвала — и помыслом не переступать за порог своего дома.

Возлюбленный, слушай: борец во время подвига сжимает уста свои: и ты сомкни уста свои для всего излишнего, и будешь иметь упование.

Сказано: Коль велик, иже мудрость обрете, но несть паче боящагося Господа (Сир. 25:13).

Велик и начавший, но не как продолживший; велик и первый, но не как совершивший.

Не люби плотского покоя, чтобы не найти себе в нем духовного вреда.

Не любопытствуй о чужом, чтобы не погубить своего.

Не вдавайся в непомерную работу, потому что хорошо и полезно делать все в меру и в порядке.

Кто не имеет страха Божия в сердце своем, хотя бы каждый день стал есть мед и млеко, не может быть в покое; а верующий все переносит мужественно.

Оставайся под благим игом Господним, чтобы избежать тебе недоброго и тяжкого ига мира сего.

Не учащай в келью к брату своему.

Ежели есть у тебя полезная книга, и брат, услышав, захочет попользоваться ею, не скупясь, дай ему.

А ты, возлюбленный, пользуйся книгой тщательно и с миром возврати её тому, кому она принадлежит.

Если имеешь у себя в келье монастырскую книгу, то не бросай её с пренебрежением, но береги и тщательно обверни её, как Божию.

Дерзкий монах стыдит настоятеля и братию, а мудрый сберегает их честь.

Воздержание измождает плоть, а многоядение делает грубым ум.

Монаху в келье дает терпение не то, что он, не скорбя, совершает дело по установленному порядку, но страх Божий, памятование о смерти и о мучениях.

Лучше заниматься делом, молитвой и размышлением при Чтении Божественных Писаний, чем прекращать это не вовремя и предаваться празднословию, от чего рождается клевета.

Не искушай брата своего, преследуя его насмешками, чтобы самого не выдали в нужде; ибо написано: иже раздражает словесы, не спасется (Притч. 19:7). Кто своей злонамеренностью сам себя делает ненавистным, тот кем будет любим? А любящие любящих вас, кую мзду имате, как сказал Господь. Не и грешники ли тожде творят? (Мф. 5:46).

Человек горячий возмутит души братий, а долготерпеливый в любви побоится Господа.

Юного труженика не обременяй, и со старцем неразумным не ходи вместе; а разумные старцы — о Боге опора братий.