A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Вопрос 391. Многократно случается, что мне приходит на память страх Божий и, вспомнив суд оный, я тотчас умиляюсь. Как я должен принимать память о сем?

Ответ. Когда сие приходит тебе на память, то есть (когда почувствуешь) умиление о том, в чем согрешил ты в ведении или неведении, то будь внимателен, как бы сие не произошло по действию диавольскому, на большее осуждение. А если спросишь: как распознать истинную память от приходящей по действию диавольскому, то выслушай: когда придет тебе таковая память и ты стараешься делами показать исправление, то это есть истинная память, чрез которую прощаются грехи. А когда видишь, что вспомнив (страх Божий и суд), умиляешься и потом снова впадаешь в те же, или худшие, грехи, то да будет тебе известно, что такое припоминание от сопротивного, и что демоны влагают в тебя оное к осуждению души твоей. Вот тебе два ясные пути. Итак, если желаешь бояться осуждений, бегай дел его.

Вопрос 392. Когда же бывает приличное время, чтобы принимать в ум память о Боге, и память страха Его, дабы умиляться от них на исправление согрешений?

Ответ. Огонь по естеству своему горяч, и кто желает употреблять его, не имеет его разведенным постоянно, но предпочитает держать сокрытым для того, чтобы, когда пожелает, мог развести его и согреться. Так надобно поступать и в упомянутом случае; ибо в нас входят побуждения и со стороны врага, и он всевает их безвременно, предлагая под видом страха Божия и желая чрез то или вовлечь кого-нибудь в печаль, или смутить ум его, под предлогом предстоящего ему занятия, не заботящийся о том, чтобы рассудить, каков его помысл. Такую же хитрость употребляют и скрадывающие домы человеческие. Если они не заметят прежде, что живущие в них оставили осторожность, то не могут обокрасть их. Вспоминай же всегда Екклезиаста, который сказал: время всяцей вещи (Еккл. 3, 1), и говори себе: сделаю теперь со страхом Божиим то, что предстоит мне, и тогда, освободившись от дела, займусь твоим [103] счетом, и сделаю это не своею премудростью, а силою Бога нашего, испытующего сердца и утробы. Временем же, приличным для испытания помыслов, пусть будут для тебя утренние и вечерние часы, в которые вопрошай себя: как я провел ночь или день? И если усмотришь какое-либо согрешение, постарайся исправиться при помощи Христа.

Вопрос 393, того же. Поелику находящее на меня забвение нередко уничтожает памятование многих моих согрешений, иногда же и совершенно не вспоминаю о них, то спрашиваю: что мне делать?

Ответ Варсонофия. Есть люди неграмотные, которые имеют верных заимодавцев и, будучи совершенно уверены в них, если забудут что-либо, говорят им: мы отдадим, сколько состоим должны, по вашему счету. Так и ты, какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего еще не было? Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему: Владыко! Поелику и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, единому Сердцеведцу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; ибо тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам их, ибо Ты препрославлен во веки, аминь.

Вопрос 394. Иногда я соблазняюсь о какой-нибудь вещи и вдруг оказывается, что соблазнился несправедливо, от сего прихожу в стыд, — попускается ли сие от Бога к (моему) исправлению, или происходит от лукавого к осуждению?

Ответ Варсонофия. Если вникнем в силу прежнего ответа, то найдем, что он идет и к этому вопросу; ибо как в нем сказано, что если самыми делами не покажем памяти страха Божия и происходящего от нее умиления, то осудимся, — так равно и здесь. Ибо если самым делом покажем, что мы вразумились обличением, то оно (проистекает) от Бога ко спасение нашему; если же нет, то от внушения бесовского к осуждению нашему.

Вопрос 395, того же. Ежели я потеряю вещь и, боясь осуждения, не осуждаю того, (у кого, как думаю, она находится), однако подозреваю его: не прилично ли будет узнать, действительно ли она у него, ибо я не могу перенести ее потери.

Ответ Варсонофия. Узнать, у него ли твоя вещь, не будет неприлично. Если же и окажется, что она у него, то не старайся нанести ему стыда, но довольствуйся тем, что нашел свою вещь.

Вопрос 396, или прошение. Некоторый христолюбивый муж исповедал грехи свои тому же Cтарцу, прося и прощения в них.

Старец же отвечал ему так: открывающий свои согрешения оправдается в них по словам Писания: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис, 43, 26), и еще: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5). Брат, будем беречь себя вперед, а прежнее Бог простил нам.

Вопрос 397, того же. Скажи мне, отец мой, как душа моя, имея многие язвы, не плачет?

Ответ Варсонофия. Кто знает, что он потерял, тот будет о том плакать. И кто желает (достигнуть) чего-либо, тот совершает многие странствования и претерпевает многие скорби, ожидая получить желаемое им.