A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Ответ. Бог однажды сказал: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити (Евр. 13, 5), и мы веруем Богу, что Он сотворит и более того (что творил), когда мы были с вами. Хотя бы ты говорил мне или не говорил, но Бог будет содействовать вам более, нежели ты ищешь, как сказал апостол: о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы (Рим. 8, 26). Господь наш Иисус Христос, снисшедший ради спасения нашего от Отеческого Престола, Тот и да спасет нас, да устроит, и да сохранит от лукавого, при содействии вашем, молитвами святых. Аминь.

Вопрос 605. Некоторые из старцев общежития вопросили того же Старца. Просим, владыко, сказать нам: отчего, хотя вы сказали нам, что вы умоляете Владыку Бога оставить после вас блаженного авву (Серида), Бог, исполняющий всегда волю боящихся Его, напротив взял авву прежде вас? Объясни нам также и то, почему Бог утаивает иногда и от святых дела Свои, как было при пророке Елисее. И отчего на теле аввы перед его кончиною появились струпы, подобные горящим углям, огневики.

Ответ. Как (некогда) сказано было авве Антонию: «Это судьбы Божии, и ты не можешь уразуметь их», так должно разуметь и о сем. Что касается углевидных струпов, называемых по-гречески «анфракия», и преставления аввы, то он получил славу, паче меры, от людей и от Бога. Но чтобы люди не обоготворили его (ибо поистине он был причастником Святого Духа и совершенства), Бог через сие угасил славу человеческую, дабы вполне умножилась слава Божия. Достигши такой меры, он не мог более заботиться о земных вещах, а равно, находясь посреди людей, не мог избавиться от сего, и потому Бог взял его. Что же касается до нас, то мы ожидали, что будет так, как мы полагали; а случилось по воле Бога, превосходящего (наши мысли) Промыслом спасения. Впрочем, человек не должен исследовать непостижимое, но всякую мысль и всякое благое дело возлагать на Имеющего власть, да будет по воле Его. Господь Иисус Христос да утвердит сердца ваши — отвергнуть всякое двоедушие и злобу лукавства. Молюсь о том, чтобы здравствовали о Господе. Аминь. Помолитесь о мне, чтобы и я получил милость и сохранился от лжезнания и безумия, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

Вопрос 606. Брат вопросил Святого Старца авву Варсонофия: не знаю, отец мой, каким образом увлекся я книгами Оригена, Дидима и гностическими (сочинениями) Евагрия и учеников его. Они говорят, что души человеческие были созданы не вместе с телами, но прежде их были (простыми) [123] умами, т. е. бестелесными; подобно сему и Ангелы и демоны были простые умы. И люди, падши в преступление, осуждены были жить в сем теле, Ангелы же, сохранивши себя, сделались Ангелами. [124] Пишут они и другое, подобное сему, например, что будущее мучение должно иметь конец, и люди, и Ангелы, и демоны возвратятся снова в первое свое состояние, т. е. будут простыми умами, и это они (еретики) называют восстановлением. Душа моя впала в двоедушие и сетует (сомневаясь), истинно ли сие или нет, и потому прошу тебя, владыко, научи меня истине, чтобы я мог держаться ее и не погибнуть, ибо в Божественном Писании ничего о сем не говорится. И сам Ориген в толковании своем на Послание к Титу утверждает, что ни апостольское, ни церковное предание не (говорит), чтобы душа существовала прежде создания тела, и потому (Ориген) признает еретиком того, кто говорит это. Но и Евагрий в главах своих, называемых гностическими, свидетельствует, что того никто не возвестил нам, не открыл и Сам Дух. Во второй сотне, в 64-й, из так называемых гностических глав, он пишет: «О первом никто не говорит, а о втором сказал Глаголавший в Хориве». И опять в 69-й главе той же сотни он говорит так: «Дух Святой не открыл нам ни о первом разделении умных существ, ни о первобытном существовании тел». О том же, что не будет ни восстановления, ни конца муке, Сам Господь объявил нам в Евангелии, сказав: идут сии в муку вечную (Мф. 25, 46), и еще: червь их не умирает, и огнь не угасает (Мк. 9, 44). Откуда же взяли они это, владыко, когда ни апостолы нам сего не предали, ни Дух Святой не открыл (как сами они свидетельствуют), и в Евангелии сказано противное. По благоутробию твоему, отец мой, окажи милость моей немощи и скажи мне: каково оное учение?

Ответ. Брат! Увы и горе роду нашему, что мы оставили и что исследываем, о чем стараемся и обо что претыкаемся? Оставили мы правые пути и хотим идти по стропотным, чтобы и на нас исполнилось слово Писания: горе оставляющим пути правыя, еже ходити в путех стропотных (Притч. 2, 13). Поистине, брат, я оставил плач о самом себе и плачу о тебе; во что ты впал? Перестал я плакать о грехах моих и оплакиваю тебя, как сына моего. Небеса ужасаются, о чем любопытствуют люди! Земля сотрясается, как они хотят исследовать непостижимое! Это догматы языческие. Это пустословие людей, которые думают о себе, что они нечто значат. Это слова людей праздных. Это порождения прелести, ибо сказано: глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим. 1, 22). И если хочешь уразуметь, внимай: от плод их познаете их (Мф. 7, 16). Каковые же плоды их? Надмение, уничижение, расслабление, леность, претыкание, отчуждение от закона, или, лучше сказать, от Законоположника Бога. Они — жилище демонов и князя их диавола. Сии (мнения) не к свету ведут тех, которые им веруют, но во тьму. Они не к страху Божию побуждают, но более к преуспеянию диавольскому. Они не извлекают из тины, но погружают в нее. Это суть плевелы оные, которые враг посеял на поле Домовладыки. Это терние, выросшее на земле, проклятой Владыкою Богом. Они — совершенная ложь, совершенная тьма, совершенная прелесть, решительное отчуждение от Бога. Бегай их, брат, чтобы учение их не утвердилось в твоем сердце. Они иссушают слезы, ослепляют сердце и всесовершенно погубляют людей, внимающих им. Не останавливайся на них и не размышляй о них; они исполнены горечи и приносят плоды смерти. Касательно же ведения о будущем — не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь (см. Гал. 6, 7). По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть. Не трудно Богу вместе с человеком создать и душу его. В рассуждении же Небесных Чинов Божественное Писание заграждает уста всякому человеку, говоря: рече, и быша: повеле, и создашася. Постави я в век века (Пс. 148, 5–6). А что Бог поставил, переменяется ли то? У Него, по Писанию, несть пременения (Иак. 1, 17). Где нашел ты, чтобы старание какого-либо Ангела привело его в успеяние? Брат, здесь делание — там воздаяние, здесь подвиг — там венцы. Брат, если ты хочешь спастись, не вдавайся в это (учение), ибо свидетельствую тебе пред Богом, что ты впал в ров диавольский и в крайнюю погибель. Итак, отступи от сего и последуй святым отцам. Приобрети себе: смирение и послушание, плач, подвижничество, нестяжание, вменение себя ни во что и подобное сему, что находишь в словах и в жизни отцов. Сотворите убо плод достоин покаяния (Мф. 3, 8), и не смотри на меня, который говорю и не делаю, но помолись, чтобы и я некогда пришел в познание истины, во славу Святой Троицы, ныне и присно, и во веки, аминь.

Вопрос 607. Тот же брат вопросил (о сем учении) другого Старца авву Иоанна.

Ответ. Несть сия премудрость свыше нисходящи, но земна, душевна, бесовска (Иак. 3, 15). Это учение диавольское. Это учение ведет в муку вечную тех, которые внимают ему. Кто занимается сим учением, тот делается еретиком. Верующий ему отвратился от истины. Согласующийся с сим чужд пути Божия. Делатели Христовы не научили сему. Принимающие слово истины не принимают сих мнений. Скорее оставь их, брат, чтобы не обжечь тебе сердца своего огнем диавольским, чтобы вместо пшеницы не посеять на поле своем терния, и вместо жизни не получить смерти, и зачем говорю много, — чтобы вместо Христа не принять тебе диавола. Не медли в том и спасайся молитвами святых, как Лот из Содома. Аминь.

Вопрос 608, того же. Ужели не должно читать книг Евагриевых?

Ответ Иоанна. Не принимай только таких мнений, а если хочешь, читай там то, что служит к душевной пользе. В евангельской притче о мреже сказано, что избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон (Мф. 13, 48); так и ты поступай.

609. Тот же брат, который вопрошал о сем, сомневался, думая и говоря себе: как же некоторые из нынешних отцов принимают те (сочинения), а мы считаем их хорошими иноками и внимательными к себе? По истечении нескольких дней случилось ему просить Великого Старца помолиться о нем, и тогда Старец сам собою открыл ему помышление сердца его, так что брат удивился и ужаснулся сему.

Ответ же Старца был таков:

Ты говорил и помышлял: почему некоторые из отцов принимают так называемые гностические главы Евагриевы и некоторые из разумных братий принимают их. — Они не просили Бога, чтобы Он открыл им, истинно ли сие учение, и (потому) Бог оставил их при собственном их разумении. Впрочем, судить о сем не мое и не твое дело. Время дано нам для того, чтобы исследовать наши страсти, плакать и рыдать (о них).

610. Вопрос того же и других братьев к тому же Великому Старцу.

Отец мой! Умствующие о предсуществовании душ не стыдятся говорить о святом Григории Богослове, что и он подтверждает то же в словах своих на Рождество Христово и на день Пасхи, толкуя некоторые изречения его по своему разуму и опуская то, что там ясно сказано о создании первого человека, о его душе и теле, сообразно с Церковным Преданием. Ибо он так говорит: «Желая показать сие, Творческое Слово из двух природ, невидимой и видимой, творит одно живое существо — человека, и взяв тело из вещества, уже прежде сотворенного, тотчас вдохнуло в оное жизнь из Себя, что мы называем разумною душою и образом Божиим». [125] И в последующих (стихах) найдешь у него много ясно и несомненно сказанного о человеке, сотворенном из преждесотворенного вещества и души, данной Богом. Там же он много восхваляет природу человека и называет даром, достойным Бога, — спасение тела и души и вовсе не говорит того, что они (ему приписывают), будто бы душа вследствие осуждения облечена телом, дабы понесла наказание за прежние свои согрешения. И в других различных сочинениях цель его открывается совершенно чистою от такого учения. Они с радостью говорят и о святом Григории, брате Василия Великого, будто и он тоже сказал и допускает предсуществование душ, перетолковывая также и его некоторые слова. Но он в 30-й главе своего сочинения «О создании человека» сильно противоречит сему мнению о предсуществовании и опровергает его так же, как и блаженный Давид, и святой Иоанн, и Афанасий, и все прочие учители и светильники Церкви. О восстановлении же ясно говорит тот же святой Григорий Нисский, только не о таком, какое они разумеют, что будто бы, по окончании мучения, человек будет восстановлен в первобытное свое состояние, т. е. будет чистый ум; но говорит, [126] что мучение будет смягчено и окончится. Итак, скажи, отец мой, почему такой человек не говорит справедливо, как прилично было бы мужу святому, сподобившемуся беседовать по (внушению) Духа Святого. Также и о рае некоторые отцы и учители не согласны между собою, говоря, что он не есть чувственный, но мысленный. И в других главах Писания можно найти некоторое разногласие. Просим тебя, владыко, объясни нам сие, чтобы, просвещенные вами, мы прославили Бога и не сомневались во святых отцах наших.