A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Вопрос 608, того же. Ужели не должно читать книг Евагриевых?

Ответ Иоанна. Не принимай только таких мнений, а если хочешь, читай там то, что служит к душевной пользе. В евангельской притче о мреже сказано, что избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон (Мф. 13, 48); так и ты поступай.

609. Тот же брат, который вопрошал о сем, сомневался, думая и говоря себе: как же некоторые из нынешних отцов принимают те (сочинения), а мы считаем их хорошими иноками и внимательными к себе? По истечении нескольких дней случилось ему просить Великого Старца помолиться о нем, и тогда Старец сам собою открыл ему помышление сердца его, так что брат удивился и ужаснулся сему.

Ответ же Старца был таков:

Ты говорил и помышлял: почему некоторые из отцов принимают так называемые гностические главы Евагриевы и некоторые из разумных братий принимают их. — Они не просили Бога, чтобы Он открыл им, истинно ли сие учение, и (потому) Бог оставил их при собственном их разумении. Впрочем, судить о сем не мое и не твое дело. Время дано нам для того, чтобы исследовать наши страсти, плакать и рыдать (о них).

610. Вопрос того же и других братьев к тому же Великому Старцу.

Отец мой! Умствующие о предсуществовании душ не стыдятся говорить о святом Григории Богослове, что и он подтверждает то же в словах своих на Рождество Христово и на день Пасхи, толкуя некоторые изречения его по своему разуму и опуская то, что там ясно сказано о создании первого человека, о его душе и теле, сообразно с Церковным Преданием. Ибо он так говорит: «Желая показать сие, Творческое Слово из двух природ, невидимой и видимой, творит одно живое существо — человека, и взяв тело из вещества, уже прежде сотворенного, тотчас вдохнуло в оное жизнь из Себя, что мы называем разумною душою и образом Божиим». [125] И в последующих (стихах) найдешь у него много ясно и несомненно сказанного о человеке, сотворенном из преждесотворенного вещества и души, данной Богом. Там же он много восхваляет природу человека и называет даром, достойным Бога, — спасение тела и души и вовсе не говорит того, что они (ему приписывают), будто бы душа вследствие осуждения облечена телом, дабы понесла наказание за прежние свои согрешения. И в других различных сочинениях цель его открывается совершенно чистою от такого учения. Они с радостью говорят и о святом Григории, брате Василия Великого, будто и он тоже сказал и допускает предсуществование душ, перетолковывая также и его некоторые слова. Но он в 30-й главе своего сочинения «О создании человека» сильно противоречит сему мнению о предсуществовании и опровергает его так же, как и блаженный Давид, и святой Иоанн, и Афанасий, и все прочие учители и светильники Церкви. О восстановлении же ясно говорит тот же святой Григорий Нисский, только не о таком, какое они разумеют, что будто бы, по окончании мучения, человек будет восстановлен в первобытное свое состояние, т. е. будет чистый ум; но говорит, [126] что мучение будет смягчено и окончится. Итак, скажи, отец мой, почему такой человек не говорит справедливо, как прилично было бы мужу святому, сподобившемуся беседовать по (внушению) Духа Святого. Также и о рае некоторые отцы и учители не согласны между собою, говоря, что он не есть чувственный, но мысленный. И в других главах Писания можно найти некоторое разногласие. Просим тебя, владыко, объясни нам сие, чтобы, просвещенные вами, мы прославили Бога и не сомневались во святых отцах наших.

Ответ Варсонофия. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе. Аминь (Еф. 1, 3). Братия! Прилично теперь сказать с апостолом: бых несмыслен… вы мя понудисте (2 Кор. 12, 11). Ибо для вас я вынужден исследовать то, что превышает мои силы, и говорить то, что вовсе не пользует душе, хотя и не вредит ей. Мы забыли апостола Павла, который говорит: всякий гнев и ярость и хула да возмется от вас, со всякою злобою (Еф. 4, 31), а я прибавлю: с чревообъядением, и блудом, и сребролюбием и прочими страстями, о которых мы должны рыдать день и ночь и плакать непрестанно, чтобы множеством слез совершенно омыть скверну их и сделаться из нечистых — чистыми, из грешных — праведными, из мертвых — живыми. Мы же, напротив, занимаемся только словами, за которые также должны будем дать Ответ. Ибо сказано: Ты воздаси комуждо по делом его (Пс. 61, 13), и еще: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10). Нам должно стараться о том, о чем старались отцы наши авва Пимен и прочие. Сие старание научает вменять себя ни во что, ни с кем себя не сравнивать, считать себя землею и пеплом. А то научает считать себя мудрым, приходить в гордость, придавать себе значение, при всяком случае сравнивать себя с другими и чуждаться смиренномудрия. Простите меня. Не оттого ли вы сим занимаетесь, что находитесь в праздности? Если так, то подите на торжище (и оставайтесь там), пока не придет Господин дома и не возьмет вас в виноградник Свой (см. Мф. 20, 3–4). Когда бы в сердце вашем было попечение о страшном оном сретении, то вы не вспоминали бы о сем (учении). Пророк забы снести хлеб свой (Пс. 101, 5), а мы питаемся изобильно и предаемся нерадению, потому и впадаем в сии (умствования). Не того требует от нас Бог, но освящения, очищения, молчания и смирения. Впрочем, мне не хотелось оставить вас в недоумениях, также и просил Бога подать мне извещение о сем; я скорбел, будучи утесняем тем и другим, и избрал лучше самому подвергнуться скорби, только бы вас избавить от нее, вспоминая сказавшего: друг друга тяготы носите (Гал. 6, 2). Итак, послушайте, что Бог открыл мне за три дня до того, как вы написали мне свой вопрос. Все отцы, угодившие Богу, святые и праведные, и верные рабы Божии да помолятся о мне! Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо апостол говорит: от части разумеваем и от части пророчествуем (1 Кор. 13, 9), и еще: овому бо дается Духом то и то, но не все (дарования) одному человеку. Ов убо сице, ов же сице. Вся же сия действует един и тойжде Дух (1 Кор. 12, 8–11). Зная, что действия Божии непостижимы, апостол воззвал: О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его! Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть? (Рим. 11, 33–34) и проч. Святые, сделавшись учителями, или сами собою, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т. е. учение неправое.

Принимая от других, преуспев и сделавшись лучшими, (святые) Духом Святым говорили то, что вверялось им с утверждением от Него; говорили и то, что им было преподано прежними учителями их, не исследывая слов их, тогда как им должно было (исследовать) оные, и чрез молитву к Богу и вопрошения (просвещенных Духом) удостовериться, справедливы ли они. Таким образом перемешались учения, и все, что говорили сии святые мужи, их имени приписывалось. Итак, когда слышишь, что кто-либо из них говорит о себе, что он от Духа Святого слышанное поведает, то сие несомненно, и мы должны тому верить. Если же (святой муж) и говорит о вышеупомянутых (мнениях), но не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, то они проистекли из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие. Вот, вы слышали все мое неразумие; безмолвствуйте отныне и упражняйтесь о Боге, и оставя празднословие, будьте внимательны к страстям вашим, за которые потребуется от вас ответ в день судный. А о том вас не спросят, почему вы не знаете или не изучили сего. Плачьте отныне и рыдайте. Исследуйте следы отцов наших Пимена и прочих и тецыте, да постигнете (1 Кор. 9, 24) о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

Вопрос 611. Поистине, отец мой, вы — вожди слепых и о Христе свет омраченных, и чрез вас открыта нам истина. И в сказаниях старцев находим, что был один старец, по простоте своей говоривший, будто Хлеб, которого мы причащаемся, не есть (истинное) Тело Христа, но только образ его. И если бы он не помолился о сем Богу, то не познал бы истины. И другой, также Великий Старец, думал, что Мелхиседек есть Христос, и когда помолился о сем Богу, то Бог открыл ему истину. Господа ради, прости меня, отец мой, что осмеливаюсь спросить о том, что превыше меня. Но так как Бог наш твоею святынею наставил нас на непогрешительный путь истины, то прошу тебя вполне объяснить нам сие, чтобы ум и немощное сердце наше были чисты от сих исследований. Почему Бог попустил таким мужам иметь неправильные мнения, хотя они не просили о сем (разумении); но почему не дано оно им туне для отвращения вреда, который могут получить впоследствии читающие? — Ибо хотя они сами и не преткнулись ни в правой вере, ни в добродетели, но подобные мне, слабые и нерадивые, веря им несомненно, легко могут получить через то вред в неведении сказанного вами, что и святые не могли постигнуть всех таинств и что они не помолились Богу об удостоверении, справедливы ли оные (мнения, или нет). Снисходя моей немощи, объясни мне и сие, милостивый отец мой!

Ответ. Сын мой! Бог не оставил таких мужей в заблуждении, потому что тот оставляет (другого) в заблуждении, кого спрашивают о пути, но он не говорит истины. Святые же не вопрошали Бога о сем, чтобы узнать от Него истину. Если же говоришь, почему Бог благодатию Своею не воспрепятствовал им в том для пользы других, которые впоследствии будут читать их писания, то можешь сказать и о всяком грешнике: почему Бог не воспрепятствовал ему Своею благодатию, когда знал, что он грехами своими соблазнит многих, и многие получат через него вред. В таком случае и жизнь человеческая будет уже не свободная, но подверженная насилию. И кто может воспрепятствовать Богу спасти таким образом всякого человека? Что же, разве в Писании не находятся такие изречения, о которые претыкаются неведущие и неразумеющие духовного смысла Писания? Итак, должны ли мы сказать, почему Бог не открыл всем духовного (смысла) Писания, чтобы люди не получали вреда, но предоставил святым, бывшим в различные времена, труд изъяснить нужное? Для того-то и постановлены учителя и истолкователи, как говорит апостол (см. 1 Кор. 12, 28 и 30). Не заблуждайся же относительно тех мужей, о которых ты вопрошал: если бы они просили Бога, то получили бы (вразумление), ибо Он сказал: всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает (Мф. 7, 8). Но как Господь явил нам путь жизни через пророков и апостолов, хотя каждый из них говорил частно, и Бог не вещал исключительно чрез одного из них, а оставленное одним по воле Божией сказано другим, так творил Бог и со святыми, после них бывшими: о чем одни говорят сомнительно, то истолковывают следующие за ними, чтобы Бог всегда прославлялся чрез святых Своих. Ибо Он есть Бог первых и последних: Ему слава во веки, аминь.

Вопрос 612. Прости меня Господа ради, человеколюбивый отец мой, я весьма скорблю, прочитав догматическую книгу, и смущаюсь сердцем; боюсь открыть вам сие, но не могу и молчать от помыслов. Итак, как повелишь мне поступить, святой отец мой?

Ответ. Так как диавол хочет ввергнуть тебя в бесполезное празднословие, то скажи, что желаешь; Бог же да не даст ему власти над тобою.

Вопрос 613. Скажи мне о воскресении тел святых: в том ли теле они восстанут, в котором мы находимся теперь и которое имеет кости и жилы, или то тело их будет воздушно и округлено? Ибо и о Господнем теле говорят, что оно сделается таковым в будущем воскресении; (впрочем, это говорят) не признающие, что Господь воскрес из мертвых в нашем теле, которое Он ради нашего спасения принял от Святой Богородицы и Приснодевы Марии. Они утверждают, что это-то и значат слова апостола: Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3, 21), и еще говорят: апостол сказал: яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15, 50), означая чрез сие, что настоящее тело наше не может быть вечно, потому что оно поддерживается пищею, а в будущем веке невозможно будет есть и пить. Утверждают также, что апостол о Господе нашем Иисусе Христе говорит: егда покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28). И опять, приводя слова Екклезиаста: уже бысть в вецех бывших прежде нас (Еккл. 1, 10), выводят из этого заключение о предсуществовании (душ); а указывая на слова евангельские: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант (Мф. 5, 26), утверждают, что мучение будет иметь конец. Господа ради, объясни мне сие, владыко, чтобы враг не обольстил меня, и я по неведению не впал бы в его лукавые сети. По неразумию моему я колеблюсь со всех сторон, ибо не исполнил святых твоих слов и сначала не оставил сих изысканий, с которыми соединяется великая опасность для души. И помолись о мне, благой отец мой, дабы я вперед истрезвился и позаботился о том, чтобы оплакивать грехи мои. Прости мне, что я осмелился вопросить о сем, но вы, зная все, повелели мне говорить.